О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Михалченкова Е. “Космическая Россия”
Михалченкова Е. “Космическая Россия” // Авиация и космонавтика, 1987, №3. С. 41.

Большой зал консерватории. Звучит музыка. И вдруг в наступившей тишине стены зала сотрясает рев ракетных двигателей, сквозь который прорываются напряженный предстартовый отсчет по секундам, голоса Ю. Гагарина и С. Королева. Вот они, мгновения космического старта! Впервые человек уходит в космос…

Записанные на пленку, эти уникальные документальные свидетельства органически входят в ораторию московского композитора Г. Дмитриева «Космическая Россия» для хора, симфонического оркестра, солистов и чтеца. Она написана на стихи М. Ломоносова, А. Фета, В. Маяковского и тексты К. Циолковского и Ю. Гагарина. Оратория посвящена 25-летию полета первого человека в космос. Она прозвучала в рамках восьмого музыкального фестиваля «Московская осень» и стала одной из его заметных премьер.

Тема освоения космоса мало разработана в музыкальном творчестве. В Мемориальном музее космонавтики в Москве есть небольшой художественный фонд, в котором хранятся музыкальные произведения, посвященные космонавтике. В основном это замечательные, известные многим песни А. Пахмутовой, В. Мурадели, О. Фельцмана. Они писались, что называется, по горячим следам, сразу после полетов первых космонавтов.

Чем же интересно сочинение Г. Дмитриева? В первую очередь тем, что композитор обратился к теме освоения космического пространства с исторических, героико-патриотических позиций. «Это произведение, - поясняет он, логично связано в моем творчестве с предыдущей ораторией «Из «Повести временных лет». И если в ней отражены события, уходящие на тысячелетие назад и теряющиеся в глубине веков, то «Космическая Россия», охватывая новейшие факты развития космонавтики, устремлена в необъятные дали будущего». В новой оратории прорыв в космос осмысляется в широком историческом контексте.

М. Ломоносов, М. Лермонтов, М. Врубель, А. Скрябин, А. Блок, Н. Рерих, К. Циолковский, В. Вернадский, С. Королев – вот далеко не полный ряд наших гениальных соотечественников, обратившихся в своем творчестве и деятельности к космосу. Высказывания некоторых из них легли в основу текстов оратории.

Что ж, видимо, таково наше время, проверяющее себя в больших и малых делах мудрым оком истории. И в этом смысле появление подобного сочинения – заметное событие в современной музыкальной жизни.

В целом оратория «Космическая Россия» представляет собой монументальную вокально-симфоническую композицию. Предельно обобщенный музыкальный сюжет ее определяется отношением мира Человека к миру Вселенной. Единственный реальный герой сочинения летчик-космонавт СССР Ю. Гагарин приобретает символические черты, выступая первым посланником Земли в неведомый, безграничный космос.

Оратория привлекает четкостью внутренней структуры, гармоничной согласованностью всех компонентов. Она состоит из двух основных разделов, каждый из которых включает в себя пять частей. Смысловым центром сочинения стал монолог, написанный на народные слова и напоминающий напевную, проникновенную русскую песню. Эта часть воспринимается как обобщенный образ Матери, голос России.

В финале звучат полные гуманизма слова К. Э. Циолковского: «Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества». В них – вера в перспективы человечества, ведущие его к познанию мироздания и освоению новых миров. Слушателей порадовал высокий уровень исполнения. Это была работа творческих единомышленников – Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. Федосеева, Государственного академического хора Латвийской ССР, солистов Л. Филатовой, А. Мартынова, Н. Курпе, артиста театра имени Е. Вахтангова Г. Абрикосова.

Сочинение вызывало интерес общественности. На концерте присутствовали летчики-космонавты СССР. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Г. Береговой выразил их общее мнение, подчеркнув, что будет непростительно, если нынешний четвертьвековой период истории космонавтики не получит достаточного освещения. Наши потомки в лучшем случае будут знать, что было, а не как оно было. Каждое серьезное произведение, посвященное первым шагам в космический век и его героям, представляет несомненный интерес.