О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Крашенинникова Н. Одухотворенная красота
Крашенинникова Н. Одухотворенная красота // Десятина, 2003, апрель. Об авторском концерте Г. Дмитриева 2 марта 2003 г.

Стоголосным хоровым пением «Многая лета» в честь виновника торжества, композитора Г.П.Дмитриева, завершился недавно его юбилейный авторский концерт в Рахманиновском зале консерватории.

На сцене – Мужской и Большой смешанный хоры, солисты Российской академии хорового искусства под управлением народного аптиста СССР профессора В.С.Попова. В программе – хоровые произведения композитора, в том числе три крупные премьеры. Концерт, который иначе как выдающимся не назовешь – по масштабу, художественной силе, духовной значимости представленных работ, – позволил глубже увидеть творчество замечательного современника, а заодно – задаться множеством непростых вопросов о перспективах развития культуры в нынешней России, о судьбах творцов современного русского искусства, поддержке со стороны общества и государства.

Значительную часть первого отделения кон­церта заняла кантата «Преподобный Савва игумен» (для диаконского чтения и мужского хора), исполняемая впервые.

Преподобный Савва Сторожевский — уче­ник преподобного Сергия Радонежского и, по некоторым сведениям, его духовник, основа­тель величественного Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, один из самых почитаемых на Руси святых. Художественное решение кантаты навеяно обращением компо­зитора к малоизвестным пушкинским страни­цам: к переводу с церковнославянского (из «Пролога») жития преподобного Саввы Сторо-жевского и к стихотворению «На тихих бере­гах Москвы», также связанному с образом это­го подвижника, ведь подмосковное имение За­харове находится недалеко от Звенигорода, и Пушкин, вполне вероятно, мог бывать в зна­менитой обители — «издавна почивают там угодника святые мощи».

Пушкинскую тему композитор Г.П.Дмитри­ев дополнил каноническими текстами (в част­ности, из Акафиста преподобному) и специ­ально написанными для этого стихами поэта Ю.М.Кублановского — пластичными и ярки­ми. Но главное здесь — музыкальное реше­ние, воплотившее в единстве музыки и слова возвышенный духовный национальный харак­тер.

Впервые в отечественной музыке родилось произведение-житие о святом; впервые ис­пользовано диаконское чтение как музыкаль­но-художественное средство выражения; с подлинно симфоническим размахом и полифоничностью трактован мужской хор.

«Преподобный Савва игумен» — это и мас­штабная хоровая икона с «клеймами», эпизо­дами жития, и хоровая фреска, повествующая об одном из великих подвижников, молитвами которых мы живы.

Четыре части из «Всенощного бдения» для смешанного хора на канонические тексты да­ют полное представление о духовной музыке Г.П.Дмитриева. Прозвучали величаво-устрем­ленное «Приидите, поклонимся», благоговей­но-возвышенное «Благослови, душе моя, Гос­пода», словно бы неземного сияния исполнен­ное «Свете тихий», наконец, светло-празднич­ное «Богородице, Дево, радуйся». С них имен­но более четверти века тому назад, когда об исполнении православной музыки и помыш­лять не приходилось, началась работа композитора над «Всенощной» из 14 частей.

Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, несколь­ко лет тому назад почтивший своим присутст­вием премьеру второй редакции сочинения, светло отозвался о «Всенощной», выразив уве­ренность, что последуют и другие работы Ге­оргия Петровича в сфере духовной музыки. И оказался прав. В последнее время появились хоровые симфонии «Праведная Русь» и «Сим­фония ликов», «Завещание Николая Василье­вича Гоголя», оркестровая «Икона», опера-оратория «Святитель Ермоген».

Иные образные миры предстали в трех час­тях из «Старорусских сказаний», написанных для солистов и смешанного хора на стихи И.А.Бунина. В них — три портрета, три харак­тера незаурядных, типичных «старорусских» людей, запечатленных в драматических обсто­ятельствах их судеб. Здесь и окаянный человек на помосте палача «туманным красным утром» в окружении толпы зевак («Казнь»); и блажен­ный Ваня, оттеняющий своим бормотаньем исповедь безнадежно влюбленного молодца («Что ты мутный, светел-месяц?..»); и кроткая девица, переживающая в терему обиду «вот­чим-батюшки» и измену «любезного друга» («Мне вечор, младой...»).

Колоритные, лаконичные сцены и образы «Сказаний» перекликаются с музыкальными полотнами Мусоргского, живописными — Су­рикова, Нестерова, Корина.

В завершение концерта были исполнены Шесть хоров на стихи русских поэтов. Это цикл хоровых миниатюр — свежих, разнооб­разных, привлекательных в своем содержании («Есть наслаждение и в дикости лесов» К.Н.Батюшкова; «Благовест» А.К.Толстого; «Не надо звуков» Д.С.Мережковского; «Мо­литва» А.В.Кольцова; «Святый Боже» К.Д.Бальмонта; «На Пасху» иеромонаха Рома­на). Высокая вокально-хоровая и ансамблевая культура, слаженное звучание молодых голо­сов, огромный динамический диапазон, безу­пречное интонирование и отчетливая дикция — весь редкостный комплекс профессиональ­ных качеств, помноженный на молодой энту­зиазм и осознанную готовность к бескорыст­ному служению, делают коллективы Академии хорового искусства истинными мастерами сво­его дела. И, конечно же, все это — заслуга вы­дающегося музыканта, хормейстера, воспита­теля молодежи В.С.Попова, чьим неустанным трудом и огромным талантом сегодня не толь­ко прирастает русская музыкальная культура: она держится на таких подвижниках.

Отзывчивая, готовая к сопереживанию глу­боко духовного публика, переполнявшая в тот вечер зал, была необходимым, счастливым ус­ловием концерта.

На этой благодарной ноте можно было бы и закончить свои размышления. Но...

Насколько типично произошедшее? Нас­колько оно в русле тенденций, господствую­щих в нынешней культуре? И почему этой одухотворенной красотою не характеризуется ее сегодняшнее состояние? И что нам надо сделать, чтобы не слыть дичающими пасынка­ми в своем собственном Отечестве?..