Тевосян А. О Всенощном бдении Г.П. Дмитриева // Программа концерта. – М., Большой зал консерватории. 9 февраля 1991 г.
Обращение современных композиторов к старинным жанрам русской православной музыки - одна из удивительных и закономерных особенностей нашей музыкальной жизни. Разнообразны пути, которыми следуют при этом авторы духовных сочинений. Одни, ориентируясь на концертное исполнение, сохраняют верность сложному гармоничному языку XX века, другие, предполагая исполнение за богослужением, стремятся проникнуть в древний дух православного обихода, воскресить к новой жизни дивные по своей суровой красоте и значительности древние роспевы. Третьи, не стремясь ни к модернизации, ни к реставрации, обретают творческие ориентиры в самом прикосновении к многовековому древу традиции, духовным основам национальной культуры, к вдохновенным истокам литургических жанров.
Среди них «композитор Георгий Петрович ДМИТРИЕВ (р. 1942), известный широкой слушательской аудитории прежде всего светской музыкой. Он - автор оперы «Любимая и потерянная», трех симфоний, симфонической хроники «Киев», концертной симфонии «Памяти АС.Пушкина», концертов для скрипки с оркестром, для виолончели и ансамбля инструментов «Donanobispacem», «Сантаны», «Сцены», «Сивиллы», четырех струнных квартетов, квартетов - для деревянных духовых инструментов «Витражи» и двух - для саксофонов «В характере Германа Гессе», «И увидел я новое небо и новую землю», инструментальных пьес, фортепианных сонат.
В последнее десятилетие Георгий Дмитриев много работает в области вокально-хоровой и кантатно-ораториальной музыки. В каждом из этих сочинений, будь то оратории - камерная «Из "Повести временных лет"» или масштабная «Космическая Россия», хоровой концерт «Старорусские сказания» на стихи И.Бунина или «Stabatmaterdolorosa» на стихи Анны Ахматовой (из «Реквиема») - поиск формы и выразительных средств неизменно диктуется темой и литературным первоисточником. По поводу одного из последних своих сочинений автор говорит следующее: «Всенощное бдение» - жанровая сфера, где самовыражение и самоутверждение было бы этически неуместно и фальшиво. Затрудняюсь сказать, возможно ли исполнение его в храме, тем не менее, само наличие канона требовало определенной координации и «сдержанности» в выборе средств. Написано оно очень простым, фактически традиционным языком. При этом сочинение - авторское, так как нигде я не пользовался обиходными роспевами. Возможно, в этом плане я и позволял себе некоторую вольность, но хотелось сконцентрироваться па внутренних задачах. К тому же, и я убежден в этом, поскольку традиция духовной музыки была прервана, то прежде чем что-то обновлять, надо восстановить «связь времен», восполнить образовавшиеся разрывы».
Сказанное композитором поясняет поставленную им перед собою сверхзадачу. В связи со «Всенощным бдением» можно, по-видимому, говорить о своеобразном преломлении и инобытии авторского видение симфонизма как «философии оркестрового (а в данном случае, хорового. - А.Т.) голосоведения».
«Всенощное бдение» состоит, как известно, из двух основных разделов: Вечерни и Утрени. Общая богословская мысль Вечерни - спасение человечества (Ветхий Завет) через веру в Грядущего Мессию - обещанного Богом Спасителя мира. В Утрене - события новозаветные, и открывается она песнью, воспетой ангелами при Рождении Спасителя - «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». За начинающимся этими словами «Шестопсалмием» (псалмы 3, 37, 62, 102, 142) следует самая торжественная часть утрени - Полиелей, когда весь храм освещается многими светильниками, ибо Христос - это Свет, воссиявший людям. Но Христос пришел на землю еще в конце «ветхозаветного времени». Поэтому основополагающая идея христианского учения о духовном свете, Свете Истины, просвещающем человека, и Христос как источник этого благодатного света зарождается и получает свое воплощение уже в Вечерне. В музыкальном плане во «Всенощном бдении» Дмитриева рубеж этот - «Свете тихий» (№4). На смену господствовавшему ранее «ветхозаветному» четырехголосию, из недр его, начинает прорастать «новозаветное» многоголосие. Источник его - в многократно повторенной фразе «Свет во откровение языков». В дальнейшем идет постепенное и неуклонное увеличение количества составляющих вертикаль (в том числи и солирующих) голосов. К завершению «Всенощного бдения» («Взбранной воеводе» №14) оно достигает восемнадцати, причем, по мысли автора, это могут быть как хоровые партии, так и сольные.
Не менее значима и тематическая организация цикла. Имеется в виду лейтмотив, который, сформировавшись, в первом разделе «Всенощного бдения», в начале второго утверждается на словах «Слава в вышних Богу». Причем мотив этот используется в самых разнообразных вариантах, становясь благодатным материалом как для гармонического, так и полифонического развития. Возвращение его в «Славословии Великом» (№13) в обрамлении светлого колокольного благовеста с основным текстом дает четко ощутимую репризность, ибо «первый проблеск утренней зари, разрушающей тьму ночи, рождает прообраз Бога, как Несозданчого Света и побуждает Церковь к Великому славословию».