Тараканова Е. Сделать музыку говорящей // Музыкальная жизнь, 1988, №19. С. 14.
Человек как ось, вокруг которой вращается мироздание, или как частица бесконечно разнообразной и прекрасной вселенной—эта оппозиция, существенная для всей послебетховенской музыки, отражает два различных подхода к творчеству, условно говоря — субъективный и объективный. Первый дает выход свободным волеизъявлениям творца, раскрывающего процессы внутреннего мира личности, «ландшафта человеческой души». Второй же направлен на воплощение в музыке универсальных законов бытия, не зависящих от воли и сознания конкретного человека. И в поисках этих объективных законов композитор обращается к историческому, подчас легендарному прошлому, к эпосу и мифу, к окружающей природе и космосу.
Заглянем мысленно в мастерскую художника, избравшего для себя преимущественно «объективный» путь. Это будет сделать тем легче, что в наши дни композитор — все чаще мыслитель, занимающийся теоретическим анализом интересующих его музыкальных явлений.
Два полюса притяжения — лирика и эпос определяют направленность творческих исканий Георгия Дмитриева. Причем лирика выражает не субъективно-личностные излияния, а переживания в глубине души извечных жизненных противоречий. Эпически-повествовательная же линия творчества стягивает в один узел проблемы прошлого и настоящего, Земли и Вселенной.
Юность композитора пришлась на годы первых космических открытий, которые способствовали рождению в сознании людей, а вместе с тем и в искусстве, новой пространственно-временной ориентации. «Космическая» тема органично вошла в творчество художника. Например, даже одну из детских пьесок альбома «Камешки из мозаики» (1980) он назвал «Давайте-ка слетаем в космос!» Но в полную меру «завораживающую прикованность духовного взора к космосу» выразила грандиозная оратория «Космическая Россия» для солистов, чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на тексты К. Циолковского и Ю. Гагарина, стихи М. Ломоносова, А. Фета, В. Маяковского,) а также народные слова (1985 г.). Сложно организованная десятичастная композиция в «точке золотого сечения» взрывается выходом за грани музыкального: включается фонограмма «Космический старт» — звучит подлинный рапорт Ю. Гагарина и рев взлетающей ракеты...
Оратория эта отражает стремление искусства нашего века к документализму. Композитор на точной научной основе пишет «летопись» своего времени, с новых позиций оценивает прошлое. Такой исторический подход был намечен уже в симфонической хронике «Киев» (1981 г.). Три музыкальные зарисовки «прослаиваются» перезвонами, воспроизводящими бой курантов Киево-Печерской лавры. Они звучат как бы сквозь толщу времен, подобно голосу «потонувшего колокола».
Некоторая картинная декоративность, свойственная этому сочинению, в последующих произведениях преодолевается. Этапным звеном здесь стала написанная в 1983 году оратория «Из повести временных лет» для тенора, баса, хора мальчиков и камерного оркестра на текст древнерусской летописи XI века. Временами в ней ощущается переплавленная мастером XX столетия тa высокая баховская интонация, которая в свое время одухотворила «Симфонию псалмов» И. Стравинского. Отличительным качеством бытия этой интонации становится ее «прорастание» на национальной почве. Как справедливо заметил "профессор В. Задерацкий, «может быть, наиболее ценным и впечатляющим в музыке Георгия Дмитриева является его чувство русской интонации, русского звукового образа, сотворенного из «новых слов», основанного на новых источниках ритмических энергий».
Приметой нашего века можно считать не только тяготение отдельных композиторов к документальной летописности своих сочинений, но также и по-особому трактованный мифологизм. Нередко он отражен в самих названиях произведений Г. Дмитриева: «Сантана» (в переводе с санскрита — «бесконечная река жизни») — музыкальное движение в двух стадиях для солирующих инструментов, инструментальных ансамблей, хоровых и оркестровых групп (1980—1983 гг.), «Сивилла» (название прорицательницы в эпоху античности), — концертная музыка для флейты и камерного оркестра (1983 г.). Сам подход к воплощению некоего «пантеистического» содержания близок традиции музыкального импрессионизма: символические образы, восходящие к мифологии, помогают композитору прикоснуться к «первичной загадке бытия», которая оставляет неизгладимый след во всем окружающем мире и в нас самих.
Прямо адресует нас к мифу своим подзаголовком («в 12-ти притчах») Четвертый струнный квартет (1980 г.). Однако автор не конкретизирует свой замысел — все части получают предельно обобщенные названия, например: «случайное и необходимое», «внешнее и внутреннее (крест-накрест)», «отрицание и утверждение». Интересно, что «притчевая модель» реализуется путем структурных соответствий в самой фактуре произведения. К примеру, первая часть Квартета имеет структурным аналогом притчу о сеятеле: одно брошенное им зерно упало при дороге и его склевали птицы, другое зачахло на каменистой почве, третье было поглощено сорняками, и лишь попавшее на плодородную землю принесло плоды. Соответственно этой модели образуется четырехслойная композиция, где каждый голос струнного квартета развивает сходное мелодическое «зерно», различающееся по степени плодотворности, выразительности заложенной в нем идеи.
Прообразы, порождающие модели художественного произведения, таятся повсюду. Например, растение: оно имеет стебель, к которому свободно, без жесткой фиксации прикреплены листья. Подобная модель была воплощена в Концертной симфонии «Памяти Александра Сергеевича Пушкина» для альта, колоратурного сопрано, баритона и 16-ти исполнителей на струнных, ударных и клавишных инструментах (1979 г.). В кульминационной части, названной «Интрига», функциональное разделение двух пластов — стержня и наслаивающихся образований — зримо представлено одновременным участием в исполнении двух дирижеров.
Конечно, слушатель, как правило, не подозревает о подобных конструктивных идеях. Он следит за движением образов, вникает в скрытые знаки подразумеваемой программы сочинения (в данном случае связанной с осмыслением творческой и жизненной судьбы великого поэта). Но найденная диалектическая схема нужна самому композитору: она дает логическое основание для самостоятельного и вместе с тем закономерного развития музыкальных образов.
Инструментальным сочинениям Г. Дмитриева свойственно тяготение к обобщенной, философски-концепционной программности. Автор не снабжает свои произведения какими-либо развернутыми литературными пояснениями: определенные названия, подзаголовки лишь указывают (или намекают) слушателю на некий внемузыкальный источник, от которого отталкивалась авторская работа мысли. Причем философская идея, исходный тембро-интонационный импульс и процесс его закономерного становления здесь неразрывны. Кстати, понятие симфонизма Г. Дмитриев определил для себя достаточно емко и конкретно — «Философия Оркестрового Голосоведения».
Надо признать, что слушателю порой непросто сориентироваться в сложных, метафорических смыслах прослушиваемого сочинения. Так, например, «Ледостав-ледоход» — музыкальная фантазия по прочтении работы В. И. Ленина «Государство и революция» (1983 г.) — произведение, метафорически указывающее на диалектику развития общества, было воспринято частью публики как мастерское творение абсолютной музыки или как картина природы, не содержащая каких-либо сюжетно-программных аналогий.
Что ж, такая реакция слушателей вполне объяснима, так как тяга к пейзажным зарисовкам в принципе свойственна эпической музыкальной традиции, в рамках которой возникали и чисто программные повествования. Эпичность, картинную зримость образов можно считать чертой стиля Г. Дмитриева и проявляется она как в крупных симфонических фресках, так и в малых камерных сочинениях, таких, например, как «Витражи» — диптих для квартета тростевых (1981 г.).
Абстрактное звукотворчество мало привлекает композитора. Он постоянно занят поисками знакового характера средств музыкальной выразительности.
По его мнению, применение метафор, музыкальных эмблем, знаков с точным комплексом ассоциаций — одна из возможностей сделать музыку говорящей. И пусть слушательское ухо способно уловить лишь отдельные грани смыслов, почувствовать диалектические антитезы, и сразу не приходит догадка, какой же «демон» скрывается за магией звуков. Быть может возникнет потребность вернуться к такой музыке еще и еще, проникнуть в содержание, не лежащее на поверхности.
Г. Дмитриев пишет музыку в разных жанрах. В его творческом портфеле есть опера — «Любимая и потерянная» по роману канадского писателя М. Каллагана (1975 г.), вокальные сочинения на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Языкова, Бунина, Ахматовой. Привлекает и работа в кино: создана музыка к фильму Л. Быкова «Аты-баты, шли солдаты...», к ряду остросюжетных лент, таких, как «Петровка, 38», к телеэкранизации романа И. С. Тургенева «Накануне». Все эти области для композитора внутренне взаимосвязаны. Так, детская музыка важна поиском отдельной интонации, мотива, киномузыка — повышенной требовательностью на эмоциональную отзывчивость, умение соотносить сочиняемое с определенным зрительным рядом. Сама идея «многослойной формы», разрабатываемая Г. Дмитриевым в теории и на практике, находит свои прямые аналоги в кинематографических методах монтажной организации целого.
Быть на уровне века, его научных и философских проблем, досконально знать искусство своих современников — только так возможно обогащение культурной традиции. Эта цель вдохновляла многих художников на протяжении столетий, служит ей и Г. Дмитриев.