Степанова И. Звучащий космос // Московский комсомолец, 1987, 7 января.
ВСЕЛЕННАЯ издавна влекла поэтов, писателей, живописцев. Музыкантов — менее, хотя никакого антагонизма между этими двумя бесконечными понятиями — музыка и космос — никогда не существовало. Иногда говорят о космичности музыки Баха или Моцарта, уподобляя безграничность течения баховской мысли безграничности Вселенной или возвышенную гармонию моцартовских звуковых форм гармонии мироздания...
Эти сравнения идут не от самих композиторов, а привнесены интерпретаторами последующих поколений. Для современного искусства космос — не метафора, которой он оставался даже для Скрябина, ближе всех подошедшего к современной трактовке космической темы. Для современного искусства, космос — конкретная реальность, требующая от художников активного поиска новых средств выражения.
Георгий Дмитриев так характеризует замысел своей оратории «Космическая Россия»: «Устремленность к звездам, космичность сознания — одна из наиболее волнующих особенностей русской художественной и научной мысли... Ломоносов и Тютчев, Лермонтов и Брюсов, Врубель и
Скрябин, Блок и Рерих, Циолковский, Вернадский и Королев — все они отразили в своем творчестве эту завораживающую прикованность духовного взора к космосу. Полет Юрия Алексеевича Гагарина предстает в этом свете закономернейшим событием русской истории... Словом, мне в моей оратории хотелось будто бы «панорамирующим» во времени взглядом... проследить, как великая Идея становится Жизнью».
Историзм, связь с культурной национальной традицией — одна из наиболее привлекательных черт оратории. Г. Дмитриев не только выбрал лучшее из отечественной литературно - поэтической «космонианы», но и скомпоновал тексты таким образом, что они обнаруживают удивительную пластику при переходе от эпохи к эпохе, от одного стиля к другому. При этом ломоносовский шедевр «Открылась бездна звезд полна» звучит как логическое предвосхищение мыслей Циолковского...
Однако названное достоинство породило и недостаток, поскольку текст временами подавляет музыку. Создается впечатление, что его чересчур много и он не дает возможности развернуть симфонические фрагменты, которые в таком сочинении казались просто необходимыми. Из-за этого местами проигрывал, как ни парадоксально, сам текст. Так, слова Маяковского «Вот уж действительно, что называется — пространство! Хоть руками щупай в 22 измерения» звучат как бы сами по себе, не подкрепленные звуковой картиной этого пространства. Ведь музыка, как никакое другое искусство, способно передать его живую осязаемость.
Вообще замысел сочинения — а это по сути первая советская оратория на подобную тему — на каждом шагу ставил перед композитором самые разные творческие задачи, часть из которых удалось решить, часть, видимо, еще нет.
Безусловно удачен лирический эпизод на слова А. Фета — в нем высвечивается интимный ракурс восприятия Вселенной: человек не испуган и не преклоняется перед ней, а заворожен ее таинственной глубиной. В музыке — ступенчатый подъем тихой и спокойной хоровой темы, что олицетворяет бездонный купол неба, увлекающий за собой человека.
Труднейший момент, который, на мой взгляд, тоже удался, — музыкальная передача рассказа Гагарина. Тут нужна была совершенно особая вокальная интонация, и она была найдена.
«Космическую Россию» венчает ликующий финал. Здесь композитор впервые вводит чтеца, вероятно, с тем, чтобы подчеркнуть значительность текста, но, к сожалению, голос практически неразличим в массивном оркестровом и хоровом потоке.
Это несколько, может, общее впечатление от заключительной хоровой фрески, которая вместе с эпиграфом, словно гигантским обручем, опоясывает это монументальное сочинение.