Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r92_id=70&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваКрашенинникова Н. Одухотворенная красота
Крашенинникова Н. Одухотворенная красота // Десятина, 2003, апрель. Об авторском концерте Г. Дмитриева 2 марта 2003 г.
Стоголосным хоровым пением «Многая лета» в честь виновника торжества, композитора Г.П.Дмитриева, завершился недавно его юбилейный авторский концерт в Рахманиновском зале консерватории. На сцене – Мужской и Большой смешанный хоры, солисты Российской академии хорового искусства под управлением народного аптиста СССР профессора В.С.Попова. В программе – хоровые произведения композитора, в том числе три крупные премьеры. Концерт, который иначе как выдающимся не назовешь – по масштабу, художественной силе, духовной значимости представленных работ, – позволил глубже увидеть творчество замечательного современника, а заодно – задаться множеством непростых вопросов о перспективах развития культуры в нынешней России, о судьбах творцов современного русского искусства, поддержке со стороны общества и государства. Значительную часть первого отделения концерта заняла кантата «Преподобный Савва игумен» (для диаконского чтения и мужского хора), исполняемая впервые. Преподобный Савва Сторожевский — ученик преподобного Сергия Радонежского и, по некоторым сведениям, его духовник, основатель величественного Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом, один из самых почитаемых на Руси святых. Художественное решение кантаты навеяно обращением композитора к малоизвестным пушкинским страницам: к переводу с церковнославянского (из «Пролога») жития преподобного Саввы Сторо-жевского и к стихотворению «На тихих берегах Москвы», также связанному с образом этого подвижника, ведь подмосковное имение Захарове находится недалеко от Звенигорода, и Пушкин, вполне вероятно, мог бывать в знаменитой обители — «издавна почивают там угодника святые мощи». Пушкинскую тему композитор Г.П.Дмитриев дополнил каноническими текстами (в частности, из Акафиста преподобному) и специально написанными для этого стихами поэта Ю.М.Кублановского — пластичными и яркими. Но главное здесь — музыкальное решение, воплотившее в единстве музыки и слова возвышенный духовный национальный характер. Впервые в отечественной музыке родилось произведение-житие о святом; впервые использовано диаконское чтение как музыкально-художественное средство выражения; с подлинно симфоническим размахом и полифоничностью трактован мужской хор. «Преподобный Савва игумен» — это и масштабная хоровая икона с «клеймами», эпизодами жития, и хоровая фреска, повествующая об одном из великих подвижников, молитвами которых мы живы. Четыре части из «Всенощного бдения» для смешанного хора на канонические тексты дают полное представление о духовной музыке Г.П.Дмитриева. Прозвучали величаво-устремленное «Приидите, поклонимся», благоговейно-возвышенное «Благослови, душе моя, Господа», словно бы неземного сияния исполненное «Свете тихий», наконец, светло-праздничное «Богородице, Дево, радуйся». С них именно более четверти века тому назад, когда об исполнении православной музыки и помышлять не приходилось, началась работа композитора над «Всенощной» из 14 частей. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, несколько лет тому назад почтивший своим присутствием премьеру второй редакции сочинения, светло отозвался о «Всенощной», выразив уверенность, что последуют и другие работы Георгия Петровича в сфере духовной музыки. И оказался прав. В последнее время появились хоровые симфонии «Праведная Русь» и «Симфония ликов», «Завещание Николая Васильевича Гоголя», оркестровая «Икона», опера-оратория «Святитель Ермоген». Иные образные миры предстали в трех частях из «Старорусских сказаний», написанных для солистов и смешанного хора на стихи И.А.Бунина. В них — три портрета, три характера незаурядных, типичных «старорусских» людей, запечатленных в драматических обстоятельствах их судеб. Здесь и окаянный человек на помосте палача «туманным красным утром» в окружении толпы зевак («Казнь»); и блаженный Ваня, оттеняющий своим бормотаньем исповедь безнадежно влюбленного молодца («Что ты мутный, светел-месяц?..»); и кроткая девица, переживающая в терему обиду «вотчим-батюшки» и измену «любезного друга» («Мне вечор, младой...»). Колоритные, лаконичные сцены и образы «Сказаний» перекликаются с музыкальными полотнами Мусоргского, живописными — Сурикова, Нестерова, Корина. В завершение концерта были исполнены Шесть хоров на стихи русских поэтов. Это цикл хоровых миниатюр — свежих, разнообразных, привлекательных в своем содержании («Есть наслаждение и в дикости лесов» К.Н.Батюшкова; «Благовест» А.К.Толстого; «Не надо звуков» Д.С.Мережковского; «Молитва» А.В.Кольцова; «Святый Боже» К.Д.Бальмонта; «На Пасху» иеромонаха Романа). Высокая вокально-хоровая и ансамблевая культура, слаженное звучание молодых голосов, огромный динамический диапазон, безупречное интонирование и отчетливая дикция — весь редкостный комплекс профессиональных качеств, помноженный на молодой энтузиазм и осознанную готовность к бескорыстному служению, делают коллективы Академии хорового искусства истинными мастерами своего дела. И, конечно же, все это — заслуга выдающегося музыканта, хормейстера, воспитателя молодежи В.С.Попова, чьим неустанным трудом и огромным талантом сегодня не только прирастает русская музыкальная культура: она держится на таких подвижниках. Отзывчивая, готовая к сопереживанию глубоко духовного публика, переполнявшая в тот вечер зал, была необходимым, счастливым условием концерта. На этой благодарной ноте можно было бы и закончить свои размышления. Но... Насколько типично произошедшее? Насколько оно в русле тенденций, господствующих в нынешней культуре? И почему этой одухотворенной красотою не характеризуется ее сегодняшнее состояние? И что нам надо сделать, чтобы не слыть дичающими пасынками в своем собственном Отечестве?..
|