Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r92_id=13&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваБершидский Ю. Шаг к слушателю. Московская осень-87
Бершидский Ю. Шаг к слушателю. Московская осень-87 // Музыкальная жизнь,
1988, №4.
И может быть, еще и поэтому так ярко прозвучали на фестивале те сочинения, где композиторы обратились к другому музыкальному языку. Прежде всего здесь нужно назвать сочинение Г. Дмитриева — музыкальную фантазию для двух струнных оркестров и ансамбля ударных „Ледостав-ледоход" (по прочтении работы В. И. Ленина „Государство и революция"). Композитор основывался здесь на языковых находках авангарда 60-х — начала 70-х, во многом его сочинение близко к Пендерецкому того периода. Музыка Дмитриева далека от наивного иллюстрирования каких-либо фрагментов ленинской работы и от ставшей в какое-то время уже обязательной помпезной торжественности при обращении к подобной теме. Эта фантазия — сочинение философское, осмысливающее диалектику развития общества. Но к философской теме Дмитриев подошел как поэт — через метафору. Ключом к решению темы стал образ ледостава и ледохода — застывания и весеннего обновления. Яркая, образная и при этом очень обобщенная, лишенная мелкой конкретности музыка заставляет слушателя пережить этот процесс. Участники „круглого стола" спорили о том, насколько правомерен здесь авторский подзаголовок („по прочтении работы Ленина"), говорили о том, что без этого указания музыка воспринимается естественнее. Но, на мой взгляд, ссылка на „Государство и революцию" немало прибавляет к нашему восприятию, не дает отнестись к сочинению Дмитриева как к простой „картинке природы", приглашает к размышлению об общих законах развития природы и общества. А может быть, и искусства...
|