Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r92_id=12&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваБершидский Ю. Музыка жизни и смерти. У пульта – Геннадий Рождественский
Бершидский Ю. Музыка жизни и смерти. У пульта – Геннадий Рождественский
// Московский комсомолец, 1987, 20 ноября. Каждый концерт Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского — событие: слушателей привлекает и высочайшее исполнительское мастерство дирижера, и великолепно составленные программы, в которые никогда не попадает серая, проходная музыка. Открыла программу музыкальная фантазия Георгия Дмитриева «Ледостав-Ледоход» (по прочтении работы В. И. Ленина «Государство и революция»). Немалая часть публики была заранее настроена по отношению к этому произведению скептически — ведь столько уже было «высокоидейной» помпезной музыки. Но фантазия Дмитриева оказалась ничем не похожей на этот унылый прославленческий ряд. Композитор поставил перед собой сложнейшую задачу — передать в музыке процесс исторического развития общества, раскрыть сущность ленинской диалектики. «Эта музыка родилась в 1983 году: общественное чувствование того периода подводило к мысли о необходимости революционных преобразований, — сказал в интервью композитор. — В поисках ответа я обратился к работе Ленина». Дмитриеву удалось избежать и опасности прямой иллюстративности. Ключом к теме для него стала метафора — ледостав и ледоход, замерзание и весеннее обновление. В музыке Дмитриева нет прямой программной конкретности, но развитие музыкальной ткани отождествляется с развитием природы и общества. По размаху симфонического штриха и образной силе это лаконичное произведение можно сравнить с лучшими работами Кшиштофа Пендерецкого начала 70-х годов. На этом концерте была исполнена Вторая симфония Д. Д. Шостаковича — одна из центральных работ раннего периода творчества великого композитора. Интересно сравнить Вторую симфонию с фантазией Дмитриева, в чем-то близкой по замыслу. Дмитриев сознательно избегает всякой патетичности, примечательно тихое, «антиапофеозное» окончание его сочинения, знаменующее вечное продолжение жизни. В этом различии концепций — различие эпох... Концерт Г. Н. Рождественского уже в который раз доказал, что современная симфоническая музыка способна собирать полные залы. Если бы только все другие концерты «Московской осени» соответствовали этому уровню...
|