Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r92_id=117&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваРажева В. Всенощное бдение: из глубины веков – к нам с вами
Ражева В. Всенощное бдение: из глубины веков – к нам с вами // Российская музыкальная газета, 1991, №3.
Конец XX века – время «новейшего русского возрождения». Взрывной интерес к художественным традициям Руси сочетается со стремлением соединить насильно разорванную «веков связующую нить», продолжить традиции в новом времени, в новых условиях. Воссоздаются иконописные школы, нащупывают ускользающую преемственность мастера прикладного искусства, приходит прозрение к создателям духовной музыки. Уже есть удачи на этом пути: хоровой концерт «Преображение» В. Калистратова, недавняя премьера «Светлого Воскресения» В. Рубина… И вот – «Всенощное бдение» Георгия Дмитриева, 14 частей на канонические тексты. Только, может быть, немного усилена во второй части Богородичная линия. Сие – не традиция, но веление времени: Российская наша земля – многие в этом уверены – находится под покровительством Матери Божией. И как же сейчас нужно этой многострадальной земле ее небесное заступничество! «Сочинение – авторское, так как нигде я не пользовался обиходными роспевами. Возможно, в этом плане я позволил некоторую вольность, но хотелось сконцентрироваться на внутренних задачах», - заявил композитор в аннотации. Пусть так! Но «обоснование» мелодических истоков «Всенощной» - все же в знаменных песнопениях. Не в цитатности – но в самой логике формирования мелодии, в самом развитии этой партитуры, которая достаточно сложна для исполнения, но – красива. Впечатляет простота Красоты 1 части: Ветхозаветные тексты словно «переводятся» языком «классического» русского хорового письма. Совсем иное – 2 часть: новозаветное время – и музыкальный язык уже современный. Две части «Всенощной» - не столь противопоставление, сколь развитие. И цементируя целое, через весь цикл проходит единая идея-образ, которую подсказала сама сущность «Всенощной», раскрывающая богословскую идею прихода Спасителя. Что есть Христос? – Свет Истины! Он явился в мир, чтобы дать людям спасение через веру. Такова каноническая трактовка Божественного образа. А музыкальная? Во «Всенощной» Дмитриева центральный образ – образ света – выделен и мелодически, и гармонически, и темброво. Начиная со вступительного раздела-обращения «Приидите, поклонимся» через всю первую часть проходит чувство ожидания, грядущего прозрения. Подвиг поиска света, может, согласно музыкальной логике «Всенощного бдения» Дмитриева, дать надежду на выход из мрачных лабиринтов… Итак, премьера «Всенощного бдения», состоялась. Фресковая монументальность, живописность музыкальных полотен этого произведения приковывают внимание, оставляют сильный след в художественной памяти, заставляют вспомнить о былом величии некогда традиционного хорового дела. Возникло очень интересное сочинение. Пусть некоторые критики язвят: вот-де автор, стремясь все выше и выше, добрался уже и до Бога… Не Бог – главное действующее лицо «Всенощного бдения», но Человек. Только на пути духовного прозрения можно найти дорогу в будущее, которую мы, запутавшись в обыденных страстях, потеряли и никак не можем вновь найти…
|