Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваПаисов Ю. Опера-житие
Паисов Ю. Опера-житие // Музыкальная жизнь, 2005, №9. С. 35-36.
Врамках VIII Международного фестиваля православных песнопений в Большом зале Белорусской филармонии состоялась премьера оперы-оратории Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» для солистов, хора и оркестра, представленной в концертном исполнении. Историческим событиям Смутного времени посвящено в русской музыке и литературе немало произведений, в том числе оратория С. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», оперы «Жизнь за царя» М. Глинки, «Нижегородцы» Э. Направника... Но, в отличие от них, Г. Дмитриев впервые выдвинул на первый план фигуру патриарха, подчеркнув тем самым духовную основу произведения и рассматривая в качестве основной задачи — воплощение в музыке духовного национального характера в лице главного героя оперы. Так родилась первая опера-житие (в 1913 году патриарх Ермоген был причислен православной Церковью к лику святых). Ее литературной основой стало либретто, подготовленное композитором на материале историко-документальных и фольклорных источников, а также стихов Ю. Кубланов-ского, сочиненных специально для этой оперы. Сквозная линия нового сочинения — житие патриарха-священномученика, плененного поляками и погибающего от голода в подземелье Чудова монастыря. Вместе с тем в опере отражен и драматизм борьбы против иноземцев. «Жить предстояло заново, сделав царем Романова», — подводит Рассказчица, резюмируя итоги длительных столкновений за русский престол. С появлением этого сочинения связано возобновление в композиторском творчестве прервавшейся надолго традиции национально-патриотической, историко-эпической оперы-драмы, начатой Глинкой. Опираясь на достижения великих предшественников, Г. Дмитриев использует в опере традиционные формы и жанры песни, хора, монолога-ариозо, развернутой оперной сцены. Среди запоминающихся эпизодов — «Молитва Ермогена» с напевно-лирической мелодией — символ духовного единения людей, сцена стрельцов с царицей Марфой Матвеевной, обрамляемая хором «Тут стрельцы догадалися...», монолог Самозванца и финальный хоровой гимн святителю Ермогену. Композитор органично применяет выразительные средства, типичные для корсаковского тематизма, и вместе с тем периодически привлекает современную композиторскую технику (в сцене московского восстания показательна хоровая фуга «Бой, крики, резня на улицах», основанная на серийной теме). К счастью, музыканты-исполнители оказались на должной профессиональной высоте. Ведущие партии исполняли молодые певцы из Москвы — Олег Диденко (Ермоген), Татьяна Федотова (царица Марфа), Ирина Гелахова (Рассказчица), Александр Егоров. Прекрасно справившись с техническими трудностями вокальных партий, они дали яркие трактовки музыкально-сценических образов. Столь же успешно выступили белорусские музыканты под управлением безупречно проведшего премьеру дирижера Г. Проваторова: академические коллективы Республики Беларусь — Симфонический оркестр и Хоровая капелла имени Г. Ширмы (художественный руководитель капеллы Л. Ефимова) отличились ансамблевой слаженностью, неподдельным интересом и вниманием к новому сочинению. В итоге, несмотря на известную условность и ограниченные возможности любого концертного исполнения оперы, данная исполнительская версия оказалась в целом достаточно совершенной и вполне убедительной. А теперь несколько слов от автора. — Георгий Петрович, чем объясняется ваше решение провести первое исполнение оперы именно в Минске, с участием белорусских музыкантов? — Это обусловлено, в первую очередь, моей давней творческой дружбой с выдающимся дирижером Г.П. Проваторовым, работающим ныне в Белоруссии. В 1980 году на фестивале «Московская осень» он дирижировал моей второй симфонией «На поле Куликовом», позднее — Третьей симфонией, оркестровыми пьесами. Когда он ознакомился с партитурой оперы, ему захотелось ее исполнить. Я знаю Проваторова не только как музыканта-художника, но и как замечательного человека. На этой премьере он проявил себя и как дирижер-мастер, и как драматург, сумевший раскрыть смысловую суть произведения. Фрагменты оперы еще до премьеры исполнялись в Минске, транслировались по радиостанции «Орфей» при участии хора под управлением В. Ровдо; еще ранее отдельные эпизоды звучали и в Москве с О. Диденко и хором Академии хорового искусства под руководством В. Попова. А. Ведерников исполнял монолог Ермогена с оркестром «Новая филармония». — В современном театре, включая оперный, есть режиссерская тенденция к «осовремениванию» классических произведений... А для адекватного восприятия вашей оперы требуется, наоборот, погружение в глубь веков. Не снижает ли это актуальность произведения? — Еще А. Пушкин отмечал, что в эпохе Смутного времени многое понять очень сложно (в ней есть «темные» пятна), и особо интересовался личностью Ермогена. Для меня главным источником на этот раз была книга «Святитель Ермоген». При этом я ясно ощущал актуальность фигуры Ермогена для нашей жизни. Это ощущение обострилось в 90-е годы, которые многие называли «новым Смутным временем». Уверен: нравственный подвиг такой яркой личности, как Ермоген, твердая позиция даже одного праведника способны изменить мир к лучшему. В Библии сказано: пока в городе существует хотя бы один праведник, этот город не будет уничтожен. Так и с Ермогеном. Бояре, элита склонялись к Самозванцу, назначили другого патриарха — Филарета. И все же Ермоген победил — люди, верившие ему, добились победы. Подобные ситуации для нас остаются источником исторического оптимизма. — Что на этой премьере подтвердило ваши ожидания и что, быть может, оказалось неожиданным? — Для меня обычно не бывает неожиданностей при исполнении музыки: она звучит так, как мне и представлялось. На этот раз в Минске Г. Проваторов подтвердил свою репутацию профессионала высочайшего уровня. Порадовал энтузиазм певцов, в том числе и хора, а также интерес всех музыкантов, которые провели множество репетиций и делали это с удовольствием.
|