Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r9

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Паисов Ю. Новые песнопения святым
Паисов Ю. Новые песнопения святым // Музыкальная жизнь, 2000, №5. С. 15-16 (о “Симфонии ликов”).

В программу третьего фе­стиваля искусств «Рос­сия православная» вошла премьера «Симфонии ли­ков» Георгия Дмитриева. Ее исполнили в Большом зале Московской консерватории хоры Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова и солисты С. Сизова, Д. Корчак, А. Башков.

В полнометражной хо­ровой симфонии (продол­жительностью свыше 28 минут) четыре части, и каж­дая из них посвящена воспе­ванию одного православно­го святого: I — «Видение князя Александра Невско­го», II — «Успение святой Евфросинии Московской», III — «Святая Елизавета Феодоровна», IV — «Свя­той Серафим». В названии произведения заключена двойная символика. Оно ас­социируется, прежде всего, с ликами святых, которым посвящены песнопения дан­ного цикла, а также и с по­ющими хорами, ибо слово «лик» исстари обозначало не только иконописное изображение святого, но и собрание поющих — хор.

«Хвалите Бога, — гласит Священное Писание, — на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами...» (т. е. хорами. — Ю.П). Про­граммное, метафорически емкое наименование Симфонии, с оттенком загадочной старины, суровой архаики, по смыслу перекликается также с центральным обра­зом финала, где святой Се­рафим «смотрит на нас лас­ково ликом лилейным» (А. Белый).

В отличие от некоторых более ранних сочинений Дмитриева (где он исполь­зовал тексты житий святых, летописей, стихир), на этот раз в качестве литературной основы избраны стихотво­рения А. Майкова, А. Ахма­товой, К. Романова и А. Бе­лого. Стихи, основанные отчасти на преданиях и ле­гендах, дополненные худо­жественной фантазией упо­мянутых поэтов, послужили основой для создания в рам­ках цикла ряда романтичес­ких хоровых поэм.

В музыке Симфонии — картинно-изобразительной, мистически таинственной или возвышенно-просвет­ленной — воспето глубокое духовное воздействие свято­сти. В последовании частей цикла, глубоко контрастиру­ющих между собой и образ­но воспроизводящих явле­ния, казалось бы, совершен­но не связанные друг с дру­гом, разделенные многими столетиями, тем не менее от­четливо протянута через весь цикл связующая нить — идея исходящего от святых исцеления, духовного очи­щения, чудесного излучения (подобно таинственному свечению нимба вокруг го­ловы праведника).

Если, например, вторая часть — картина скорбного шествия и одновременно — воспоминания об умираю­щей святой Евдокии (в мо­нашестве Евфросинии), а третья — своеобразный хо­ровой романс памяти святой Елизаветы Феодоровны, то финал носит характер про­щания, ухода, воспарения святого Серафима в заоб­лачные эмпиреи, к Божьему престолу («Вот ухожу в ти­хий час...»). Главную смыс­ловую нагрузку в цикле не­сет первая часть, ибо здесь не только воплощен образ Александра, но и предсказа­на (в видении святого), освя­щена в песнопении (средний раздел) историческая будущ­ность России, величие укреп­ленного и прославленного Петром Первым государ­ства... И в этой, заметно воз­высившейся за несколько веков державе Александр провидит и перенесение сво­их мощей в новую, выстро­енную Петром столицу...

Соответственно образ­ной динамике в цикле меня­ются и музыкально-вырази­тельные средства: после гар­монически определенной тональности в первых час­тях, финал отмечен тенден­цией ладового развития от тональной ясности, про­зрачности (в начале) к раз­мыванию опор и свободной атональности, с обилием квартовых созвучий — в конце. Полифония — кон­трастная (I, IV части) и ими­тационная (фугато в III ча­сти) — выразительно усили­вает эффект образной многослойности.

Важную смысловую и конструктивно-скрепляю­щую роль играют в компо­зиции и сквозные, остинатно повторяемые попевки и фразы, вводимые в музы­кальную ткань нечетных частей Симфонии: изрече­ние А. Невского «Не в силе Бог, а в правде» (в I части) и фраза «Господи, отпусти им, не ведят бо, что творят» (эти слова, сказанные Иису­сом Христом, умирающим на Кресте, были высечены, по желанию Елизаветы Фе­одоровны, на надгробии ве­ликого князя Сергея Александровича, злодейски уби­того революционером-тер­рористом И. Каляевым).

Опус, достойно пред­ставленный на премьере едва ли не лучшим и самым крупным хоровым коллек­тивом Москвы, был одоб­рительно принят публикой. Для В. Попова, с блеском преодолевающего любые трудности, стало уже тра­дицией выступать в кон­цертах с объединенными хорами большого состава — от 120 до 200 певцов. Бе­рясь за интерпретацию столь масштабных произ­ведений, как «Симфония ликов» или «Завещание Николая Васильевича Го­голя» Г. Дмитриева, с хора­ми больших составов, В. Попов словно бы стара­ется опровергнуть (и это ему удается, к чести артис­та и руководимого им кол­лектива) мнение, согласно которому хорам-гигантам доступны в исполнении лишь сравнительно про­стые партитуры.

В заключение, поздрав­ляя композитора и испол­нителей с удачной премье­рой, отметим особую роль этического подтекста Сим­фонии, придающего ей до­полнительный глубинный смысл. Отрадно, что на ис­ходе XX столетия в отече­ственном искусстве наблю­дается небывалый всплеск интереса к вечной теме рус­ской святости. Убедитель­ным свидетельством тому служит и ряд произведений Георгия Дмитриева 90-х годов: хоровая симфония «Праведная Русь», хор «Равноапостольному кня­зю Владимиру», опера-ора­тория «Святитель Ермоген»...

Размер шрифта