Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography?print=1&r92_id=101&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваПаисов Ю. Манящий свет хоровой премьеры
Паисов Ю. Манящий свет хоровой премьеры // Музыкальная жизнь, 1999, №9. С.14-15 (о “Завещании Н. В. Гоголя”).
Будьте живыми, а не мертвыми душами. Н. Гоголь. Духовное завещание. Друзьям моим Надолго запомнившимся событием московской концертной жизни оказалась премьера нового сочинения Георгия Дмитриева «Завещание Николая Васильевича Гоголя» в Рахманиновском зале Московской консерватории (исполнители — хоры Академии хорового искусства под управлением В. Попова и Н. Бурляев). Произведение интригует прежде всего необычностью содержания (написано на слова из мистико-моралистического эссе писателя), а также своеобразием жанра (синтез духовной и светской музыки, с вкраплением мелодекламации) и масштабностью формы (одиннадцатичастная композиция длится около часа). Главное же — оно привлекает глубиной и значимостью этического подтекста, благодаря обращению автора — впервые в композиторской практике — к столь специфичному пласту гоголевской прозы. По ряду жанровых признаков монументальный опус приближается к тому типу концертной литургии, в котором возглашения священника и дьякона (здесь им композиционно соответствуют монологи чтеца) периодически сменяются хоровыми песнопениями. Четыре из них написаны на канонические богослужебные тексты: «Взбранной воеводе» (I), «Плачу и рыдаю» (II), «Блаженны» (VIII) и «Отче наш» (XI); остальные семь — на слова Гоголя, естественно дополняющие традиционно литургические тексты по содержанию и молитвенному настрою (общеизвестна сугубая набожность писателя в последние годы жизни). В целом же литературной основой произведения стал полный текст «Завещания» Гоголя (см. «Выбранные места из переписки с друзьями»), а также фрагменты его «Духовного завещания». Первое из них характеризует Гоголя как образцового христианина: смирение гордыни, забота о благе ближних, беспощадное обличение собственных слабостей и недостатков (не исключая и критику своих художественных произведений). По некоторым признакам данный текст приближается к жанру духовной исповеди. Это-то, в первую очередь, и привлекло композитора, решившего запечатлеть в музыке непривычный, неведомый многим облик Гоголя — не как великого писателя, а как глубоко верующего человека, честного христианина. Отсюда и неожиданный, на первый взгляд, выбор вне- или, точнее, над-художественной литературной основы музыки, и ее чисто певческое — с характерной тембровой окраской — воплощение (хор а cappella). Таким образом, Дмитриев в своем сочинении предпринял попытку «возвратить» слушателю именно того позднего Гоголя — христианского гуманиста, который в СССР оставался под запретом в течение многих десятилетий. И в этом — несомненная заслуга композитора. Музыка лишена черт какой-либо стилизации, цитат или аллюзий старинных распевов и дает вполне современную интерпретацию литургических песнопений. В музыкальном прочтении молитв композитор исходит прежде всего из индивидуального ощущения смысла интонируемого слова. Поэтому простые и ясные диатонические мотивы (стилистически более близкие к церковным) чередуются, прослаиваются экспрессивно-утонченными хроматическими, а консонантные аккорды — терпкими диссонансами. Здесь налицо разнообразные приемы композиции, синтез элементов разных техник: додекафонно-серийной (VIII, «Блаженны», IX — заключительный раздел), тональной, модальной... Особую характерность гармониям придает преобладание не трезвучий (как в классической тональности), а их обращений. Оттенки гармонического колорита обогащает двуладовость — колебания на грани параллельных мажора и минора. Партитура структурно скреплена интервально-конструктивным стержнем — мотивами с симметрично поступенным противодвижением двух пар параллельных секст (в крайних хоровых партиях). Прием встречного голосоведения выдержан в IX, XI и других частях цикла, придавая ему черты монотематизма. Удаче премьеры во многом способствовало высокопрофессиональное исполнение, которое по основным параметрам можно считать образцовым. Хорошо сыграл роль Гоголя народный артист России Н. Бурляев (чтец), которому, быть может, чуть-чуть не хватало естественной раскованности сценического поведения. Объединенный смешанный хор студентов и бывших выпускников Московской Хоровой академии, а также мальчиков Хорового училища им. Свешникова (всего около двухсот певцов) отлично справился с многочисленными трудностями объемистой партитуры. И хотя этот хор состоит в основном из учащихся, он — благодаря таланту и мастерству художественного руководителя, профессора В. Попова—по праву считается одним из лучших в столице. Кое-чем он даже превосходит ведущие отечественные хоры: плотностью и силой, тембровой насыщенностью звучания, хорошей слитностью и выровненностью певческого ансамбля, обеспечиваемыми не только свежестью, нерасшатанностью молодых голосов, но и отменным качеством хормейстерской работы. Новое сочинение Дмитриева — вероятно, лучшее из написанных им. В нем налицо духовный рост и профессиональное возмужание автора. Это далеко не первый опус композитора в рамках православной музыки. Но в нем проявилось иное — складывающееся на наших глазах понимание этического идеала личности, повышенное внимание к ценнейшим крупицам из духовного опыта прошлого, поэтому он соответствует более высокой ступени в творческой эволюции автора. Благодаря оригинальной музыкальной интерпретации уникального литературного памятника «Завещание» Дмитриева приобретает остросовременное художественно-публицистическое звучание. Духовно облагораживающее, просветляющее воздействие произведения обнаружилось в воодушевлении и одобрительной реакции многочисленной публики, посетившей премьеру. Разумеется, в небольшой заметке невозможно раскрыть все достоинства и загадки крупного сочинения. За разъяснением некоторых из них обратимся к автору музыки. Ю. П. — Произведения Гоголя — драма и даже проза, — как известно, не раз служили литературной основой для музыки. Тем не менее среди творений классика есть еще немало текстов, ни разу не привлекавших внимание композиторов. Почему вы, Георгий Петрович, на этот раз обратились все же именно к его «Завещанию»? Г. Д. — Путь к реализации моего замысла был непростым. В1988 году кино-студия имени Довженко выпустила двухсерийный фильм о Гоголе с моей музыкой (закадровая музыка, раскрывающая внутренний мир писателя). С тех пор мне хотелось написать произведение на основе духовной прозы Гоголя. Так был выбран текст «Завещания». Сама его структура подсказывает композитору музыкальные решения. В тексте неоднократно упоминается «Прощальная повесть». Хотя мы не знаем такого сочинения у Гоголя, можно предположить, что подразумевается круг мыслей и идей, разбросанных в письмах и заметках автора «Мертвых душ». Писатель показывал в них путь от мертвой души к живой. Это главнейшая мысль Гоголя. — Ваш новый опус стилистически своеобразен. Входила ли в вашу задачу опора на музыкальные традиции или вы стремились, наоборот, абстрагироваться от них? — Апелляция к традиции здесь, конечно, имеет место. В духовном смысле я обращался к традиции веры, а на музыкальной стилистике это почти не отразилось. Например, мое решение песнопения «Блаженны» далеко от традиционно литургического. Между прочим, мой дед — священник. Это генетически многое определяет: традиция веры в семье была неслучайной. На нынешнем этапе в моем творчестве возрастает значение художественного синтеза, поэтому я пользовался всем арсеналом доступных мне выразительных средств. Мой синтез — атональная, алеаторическая, тональная музыка, вызывающая аллюзии. В цикле есть и серийная тема («Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»). В ней двенадцати слогам соответствует двенадцатитоновая серия, построенная в виде креста. В других случаях я сознательно вызывал ассоциации — например, с Шестой симфонией Чайковского в теме «Будьте не мертвые, а живые»... Здесь есть и разные виды фактуры (алеаторическая, одноголосная). Все эти средства использованы в высшей степени рационально, хотя и интуицией подсказано очень многое. — Удовлетворены ли вы качеством исполнения вашего произведения на премьере? — Вполне удовлетворен. Моя дружба с В. С. Поповым началась в 1983 году, когда его хор исполнил мою ораторию «Из «Повести временных лет»». В дальнейшем целый ряд моих сочинений исполнялся хором под его управлением (Реквием на стихи А. Ахматовой, хоровая симфония «Старорусские сказания», «Всенощное бдение»). Это крупный музыкант-подвижник, который сумел преобразовать хоровое училище в вуз, несмотря на трудности переживаемого нами исторического периода. Хор Академии хорового искусства — один из лучших в стране коллективов, что и подтвердила обсуждаемая премьера. Недавно осуществлена запись сочинения на компакт-диск. Убедительна также простота, одухотворенность игры Н. Бурляева. Я благодарен артистам за их глубокое, достойное исполнительское прочтение моего произведения.
|