О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Тевосян А. О Всенощном бдении Г.П. Дмитриева
Тевосян А. О Всенощном бдении Г.П. Дмитриева // Программа концерта. – М., Большой зал консерватории. 9 февраля 1991 г.

Обращение современных композиторов к старинным жанрам русской православной музыки - одна из удивительных и закономер­ных особенностей нашей музыкальной жизни. Разнообразны пути, которыми следуют при этом авторы духовных сочинений. Одни, ори­ентируясь на концертное исполнение, сохраняют верность сложному гармоничному языку XX века, другие, предполагая исполнение за богослужением, стремятся проникнуть в древний дух православного обихода, воскресить к новой жизни дивные по своей суровой красоте и значительности древние роспевы. Третьи, не стремясь ни к модер­низации, ни к реставрации, обретают творческие ориентиры в самом прикосновении к многовековому древу традиции, духовным основам национальной культуры, к вдохновенным истокам литургических жанров.

Среди них «композитор Георгий Петрович ДМИТРИЕВ (р. 1942), известный широкой слушательской аудитории прежде всего светской музыкой. Он - автор оперы «Любимая и потерянная», трех симфо­ний, симфонической хроники «Киев», концертной симфонии «Памя­ти АС.Пушкина», концертов для скрипки с оркестром, для виолон­чели и ансамбля инструментов «Dona nobis pacem», «Сантаны», «Сцены», «Сивиллы», четырех струнных квартетов, квартетов - для деревянных духовых инструментов «Витражи» и двух - для саксо­фонов «В характере Германа Гессе», «И увидел я новое небо и новую землю», инструментальных пьес, фортепианных сонат.

В последнее десятилетие Георгий Дмитриев много работает в об­ласти вокально-хоровой и кантатно-ораториальной музыки. В каждом из этих сочинений, будь то оратории - камерная «Из "Повести временных лет"» или масштабная «Космическая Россия», хоровой концерт «Старорусские сказания» на стихи И.Бунина или «Stabat mater dolorosa» на стихи Анны Ахматовой (из «Реквиема») - поиск формы и выразительных средств неизменно диктуется темой и ли­тературным первоисточником. По поводу одного из последних своих сочинений автор говорит следующее: «Всенощное бдение» - жанро­вая сфера, где самовыражение и самоутверждение было бы этиче­ски неуместно и фальшиво. Затрудняюсь сказать, возможно ли ис­полнение его в храме, тем не менее, само наличие канона требовало определенной координации и «сдержанности» в выборе средств. На­писано оно очень простым, фактически традиционным языком. При этом сочинение - авторское, так как нигде я не пользовался обиходными роспевами. Возможно, в этом плане я и позволял себе некоторую вольность, но хотелось сконцентрироваться па внут­ренних задачах. К тому же, и я убежден в этом, поскольку тради­ция духовной музыки была прервана, то прежде чем что-то обнов­лять, надо восстановить «связь времен», восполнить образовав­шиеся разрывы».

Сказанное композитором поясняет поставленную им перед собою сверхзадачу. В связи со «Всенощным бдением» можно, по-видимому, говорить о своеобразном преломлении и инобытии авторского виде­ние симфонизма как «философии оркестрового (а в данном случае, хорового. - А.Т.) голосоведения».

«Всенощное бдение» состоит, как известно, из двух основных разделов: Вечерни и Утрени. Общая богословская мысль Вечерни - спасение человечества (Ветхий Завет) через веру в Грядущего Мес­сию - обещанного Богом Спасителя мира. В Утрене - события ново­заветные, и открывается она песнью, воспетой ангелами при Рожде­нии Спасителя - «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». За начинающимся этими словами «Шестопсалмием» (псалмы 3, 37, 62, 102, 142) следует самая торжественная часть утрени - Полиелей, когда весь храм освещается многими светильни­ками, ибо Христос - это Свет, воссиявший людям. Но Христос при­шел на землю еще в конце «ветхозаветного времени». Поэтому ос­новополагающая идея христианского учения о духовном свете, Свете Истины, просвещающем человека, и Христос как источник этого благодатного света зарождается и получает свое воплощение уже в Вечерне. В музыкальном плане во «Всенощном бдении» Дмитриева рубеж этот - «Свете тихий» (№4). На смену господствовавшему ра­нее «ветхозаветному» четырехголосию, из недр его, начинает прора­стать «новозаветное» многоголосие. Источник его - в многократно повторенной фразе «Свет во откровение языков». В дальнейшем идет постепенное и неуклонное увеличение количества составляющих вертикаль (в том числи и солирующих) голосов. К завершению «Все­нощного бдения» («Взбранной воеводе» №14) оно достигает восем­надцати, причем, по мысли автора, это могут быть как хоровые пар­тии, так и сольные.

Не менее значима и тематическая организация цикла. Имеется в виду лейтмотив, который, сформировавшись, в первом разделе «Всенощного бдения», в начале второго утверждается на словах «Слава в вышних Богу». Причем мотив этот используется в самых разнообразных вариантах, становясь благодатным материалом как для гармонического, так и полифонического развития. Возвращение его в «Славословии Великом» (№13) в обрамлении светлого коло­кольного благовеста с основным текстом дает четко ощутимую репризность, ибо «первый проблеск утренней зари, разрушающей тьму ночи, рождает прообраз Бога, как Несозданчого Света и побуждает Церковь к Великому славословию».