О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Лозбякова В., Николаева М. Хор ангелов великий час восславил
Лозбякова В., Николаева М. Хор ангелов великий час восславил
// Русский Вестник, №24, 2011

«Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая»)… Эти канонические строки относятся к тому страшному моменту евангельской истории, когда на глазах Богородицы и Приснодевы Марии её Божественный Сын претерпевал на Кресте смертные муки. Великая Любовь, великая Скорбь, великая Искупительная Жертва… Будучи универсальным символом, евангельская истина непостижимым образом преломляется в человеческой истории. Прозревать сокровенный смысл событий, устанавливать духовные связи – задача настоящего одухотворяющего искусства.

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий кантата с таким названием с христианским осмыслением трагических страниц нашей недавней истории была исполнена для москвичей, пострадавших от политических репрессий, и для многочисленных слушателей, собравшихся в прекрасном концертном зале Детской школы искусств № 11 в Новоясеневе (директор – И.Н. Звонарёва), что неподалёку от печально известного Бутовского полигона.

Кантата написана выдающимся современным композитором Георгием Дмитриевым на гениальные стихи ахматовского «Реквиема» ещё в 1988 году. Тяжелы, порой непереносимы переживания матери, связанные с арестом, тюремным заключением и последующей ссылкой её единственного сына Льва Гумилёва, отец которого, великий русский поэт, храбрый офицер-фронтовик, блестящий путешественник Николай Степанович Гумилёв был расстрелян в большевистском Петрограде в 1921 году – «муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне»…

Трагедия того времени коснулась всего народа. Не понаслышке она была известна и родителям композитора. Так, по материнской линии весь мужской состав большой казачьей семьи, отец и братья (среди которых – Георгиевские кавалеры), сгинули на строительстве Беломорканала – вернулся лишь младший из них, дядя Георгий. И это – не вся полнота семейного мартиролога тех лет, о чём Дмитриев говорить избегает. Но, вероятно, и это обстоятельство – наряду с обострённым гражданским чувством, с впечатлением «художественного ожога» от пылающих и кровоточащих ахматовских строк – формировало эмоциональный градус произведения. Понятно и посвящение кантаты памяти матери.

Кантата впервые исполнялась в год её написания в концерте фестиваля «Московская осень» коллективами под управлением народного артиста СССР профессора В.С. Попова – основным среди них выступал прославленный Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения. Позднее она была записана и издана на компакт-диске.

Преемник на посту руководителя этого коллектива (ныне – Большой детский хор им. В.С. Попова радиокомпании «Голос России») заслуженный артист России А.Л. Кисляков бережно хранит и развивает замечательные традиции своего великого учителя. Это коснулось и партитуры «Stabat Mater», которую он мечтал исполнить по-новому, к чему долго шёл, и которая стала средоточием явно неслучайных связей. Так, многие части произведения исполнялись им в Бежецке при открытии мемориальной доски В.С. Попова, уроженца этого славного города. Но именно с Бежецком связаны имена Ахматовой и Гумилёва, там воспитывался их сын Лев – впоследствии один из крупнейших отечественных историков. Сейчас на месте их имения находится музей, проводятся Гумилёвские и Ахматовские чтения, поставлен превосходный памятник – трёхфигурная семейная скульптурная группа.

Но предыдущие концерты были своего рода подготовительными этапами к грандиозной московской премьере. И дело не только в том, что сочинение прозвучало здесь в полном соответствии с изначальным авторским замыслом – с солисткой, с органом, гитарой и ударными, с объединением нескольких хоров. Принципиальную новизну, цельность и композиционную завершенность сочинению придало участие чтицы. Символизируя образ Поэта, артистка читала ахматовские «Вместо предисловия», «Посвящение» и «Вступление», а затем и «Эпилог», причём композитор нашёл органичную возможность включить эти эпизоды в музыкальную ткань произведения. Таким образом, в пении и слове звучал полный текст «Реквиема».

Произведение Дмитриева по-настоящему монументально, это произведение «большого стиля». Тому не противоречат ни тончайшая проработка деталей, ни камерность звучания отдельных частей, ни строгий отбор выразительных красок. С первого же звука органного баса слушатель погружён в атмосферу высокой трагедии. Музыка тонко апеллирует к стилистике «Страстей», в то же время это абсолютно современное (можно даже сказать авангардное) авторское высказывание. Здесь есть место и великолепной кантилене, и светлым тональным островкам, и каскадам хоровых и органных кластеров. Драматургически целесообразна даже локальная звукопись: если «у божницы свеча оплыла», то в музыке «слышатся» потёки восковых капель, тягучие ниспадающие наложения звуков друг на друга. То, что «эта женщина больна», подчёркивает обреченно пульсирующий звук, мерный и однообразный, как неотступная мысль. «Уже безумие крылом…» - душу слушателя накрывает поистине безумный в своей жесткой линеарности клубок тотального хорового канона… Вообще, неразрывная связь поэтического слова и музыки, красота и разнообразие его певческого интонирования – одна из сильнейших сторон произведения. Как справедливо отмечено в аннотации к концерту, «созданное двумя выдающимися творцами сочинение выходит за рамки личного, являясь памятником той трагической страницы нашей истории».

Успеху премьеры способствовала строгая на внешние проявления, но рвавшаяся наружу артистическая эмоциональность Лианы Ермаковой (чтение), талантливой ученицы Аллы Демидовой, студентки Театрального училища им. Б.В. Щукина. Закутавшись в чёрное, с застывшими в глазах слезами, актриса роняла в зал суровые ахматовские строки. Проникновенно пела Екатерина Шарманова, в недавнем прошлом воспитанница БДХ, лауреат международного и всероссийского конкурсов. Замечательно звучали Большой детский хор и мужской хор Академии хорового искусства под вдохновенным управлением Анатолия Кислякова.

Когда же на сцену в затемнённом зале потекли два ручейка совсем юных участников детского хора школы искусств № 11 (руководитель Л. Серостанова), с зажжёнными свечами на ладонях, и зазвучал многократно варьируемый рефрен финала «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи» (слова этого песнопения Великой Субботы взяты Ахматовой в качестве эпиграфа к «Распятию»), наступила эмоциональная вершина концерта – состояние катарсиса. Многие в зале не могли сдержать слёз. А после ослепительного завершающего кресчендо над залом повис и долго таял тихий «аккорд ниоткуда» - то ли последний вздох ушедших, то ли наше «прости» их памяти…

Концерт проходил под патронажем постоянной межведомственной комиссии правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. И хочется надеяться, что исполнение кантаты «Stabat Mater dolorosa» Г. Дмитриева станет ежегодной традицией, очистительным музыкальным символом тех трагических событий.

Но для Дмитриева премьерный день ещё продолжался. Вечером в Камерном зале Московской государственной филармонии в концерте современной вокальной музыки впервые прозвучали двенадцать номеров из его вокального цикла «Песни паладина» для тенора и фортепиано на стихи А. Блока.

Произведение обладает причудливым внутренним сюжетом, оно многомерно в своих драматических и психологических коллизиях. По сути это лирико-мистическая моноопера в восемнадцати романсах. Прекрасными голосами, уверенным вокальным мастерством, чутким отношением к интонируемому поэтическому слову порадовали солисты – лирические тенора Сергей Радченко и Борис Рудак, лауреаты международных конкурсов. Сложная фортепианная партия была безупречно исполнена концертмейстером Валерией Прокофьевой. Концерт подготовили участники молодёжной программы Большого театра России (художественный руководитель профессор Д.Ю. Вдовин).

Камерная вокальная музыка, эта драгоценная область и музыкальной литературы, и вокального исполнительства, в последние десятилетия стала редкой гостьей на концертной эстраде. Тем отраднее, что великие традиции жанра, ещё не так давно блистательно представленные в отечественной музыке творчеством Г. Свиридова и В. Гаврилина, находят в новой музыке, в молодых исполнителях достойное и самобытное продолжение.