О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Крашенинникова Н.В. “Русь сильна православием. Верой жив человек”
Крашенинникова Н.В. “Русь сильна православием. Верой жив человек” // Десятина, 2005, №4 (103), с. 8.

 

Вечером 24 февраля 2005 г. в Минске в Концертном зале Белорусской государст­венной филармонии состоялась премьера оперы-оратории «Святитель Ермоген» из­вестного московского композитора Г. П. Дмитриева, заслуженного деятеля ис­кусств России, лауреата премии правитель­ства Москвы, члена Центрального совета ООД «Россия Православная».

Исполнение первого в русской музыке произведения о православном Патриархе промыслительным образом совпало с днём памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (+1378), и соответ­ственно с днём тезоименитства Святейше­го Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поэтому автор и все участники концерта с радостью посвятили его этому знаменательному праздничному событию.

Духовно значимым выглядел и тот факт, что эта премьера состоялась за неделю до празднования памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России чудотворца (1612). Содержательная многозначность этих духовных связей раскроется полнее, если учесть, что святитель Ермоген – автор проникновенного слова об обретении мощей святителя Алексия…

Концерт проходил в рамках VIII между­народного фестиваля православных песно­пений по благословенью Патриаршего Эк­зарха всея Беларуси Филарета, Митрополи­та Минского и Слуцкого.

По словам композитора, он шёл к во­площению своего замысла не одно деся­тилетие. Главной сложностью здесь была недоступность материалов о жизни и деятельности Патри­арха Ермогена. Советская ис­ториография, освещая период Смутного времени и героиче­скую роль народного ополче­ния, руководимого Мининым и Пожарским, принижала осно­вополагающее значение рели­гиозного фактора в самосозна­нии русского народа, замалчи­вала духовный и исторический подвиг Патриарха Ермогена, непоколебимо стоявшего за ве­ру православную и легитимную российскую государствен­ность. Пользовавшийся в наро­де непререкаемым авторитетом Патриарх сумел своею правед­ностью, призывом к общена­циональному покаянию, гроз­ным обличением пороков сов­ременников (и любовью к ним), всею духовной властью Первосвященника в тяжелей­ших обстоятельствах инозем­ной и инославной оккупации, разложения верхов и непре­рывной череды измен, преда­тельств, волнений, грабежей и насилия одушевить и сплотить русский народ, поднять его на борьбу за национальное возро­ждение.

И хотя Патриарх Ермоген, за­мученный врагами в заточении, не увидел освобождения Моск­вы и России от польско-литов­ских захватчиков, Земский Со­бор 1613 г., принесший России и её народам три столетия устой­чивого развития в лоне Православия под царским скипетром династии Романовых, во мно­гом явился его духовным дети­щем, плодом священномученической жертвы, чаемым спаси­тельным — по неизреченной милости Божией — русским вос­кресением.

Либретто оперы-оратории, составленное Г. П. Дмитриевым, включило фрагменты подлин­ных воззваний Патриарха Ермо­гена к русскому народу, напи­санную им молитву к иконе Ка­занской Божьей Матери «Зас­тупнице усердная» (икона была чудесным образом обретена в Казани в бытность там Ермогена священнослужителем), текст русской народной исторической песни «Гфишка расстрига» (из сборника П. В. Ки­реевского), отрывок из «Истории» Н. М. Карамзина (разговор брошенного в подземелье Ермогена с изменником бояри­ном Салтыковым), канонический текст из позднейшего акафиста Святителю (Патри­арх Ермоген был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 г.) и стихи известного московского поэта Ю. М. Куб-лановского, написанные им по просьбе композитора в соответствии с драматурги­ческим планом произведения.

Среди Действующих лиц оперы-орато­рии — Патриарх Ермоген, Рассказчица, Са­мозванец, царица Марфа Матвеевна, боя­рин Салтыков, три Ангела и народ, олице­творённый хором.

Два отделения концерта промелькнули как одно мгновение. Перед слушателями словно бы в спрессованной форме прошли события от начала великой смуты до осво­бождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, избрания на царство Михаила Романова. Счастливо найденный драма­тургический ход — образ Рассказчицы — позволил лишь несколькими словами обо­значать историческую канву событий, тог­да как череда «крупных планов» — сцен-картин оперы-оратории и отдельных эпи­зодов — дала возможность композитору многогранно раскрыть внутренний мир главного героя — Патриарха Ермогена в различных обстоятельствах и состояниях (молитва, первый протест, предчувствие беды, драматичнейшие монологи-воззва­ния, готовность к жертвенному подвигу, разговор с изменником, благословение спасителям Отечества и т. д.), дать яркие срезы-характеристики эпизодических пер­сонажей (Самозванца, царицы Марфы, бо­ярина Салтыкова). При этом сам образ Рас­сказчицы возвышен до обобщённого наци­ональной) характера.

Наряду со своим духовным пастырем Па­триархом Ермогеном русский народ как действующее лицо истории и оперы-орато­рии дан в исключительно богатом разнооб-разии характеристик: от суровой встревоженности Пролога — через благоговейность молитв, разудалость и жестокую ре­шимость восстаний и военных схваток, покаянность и свирепую яростность, вызре­вающую народную просветлённость—к грандиозному апофеозу соборного Эпилога с его рефреном: «Русь сильна Православи­ем. Верой жив человек».

Музыка оперы - настоящая русская му­зыка, яркая, свежая, мелодически богатая, легко доступная для восприятия слушате­лей, потому что представляет собой тонкий сплав традиций и новаторства.

Обращение композитора к традицион­ным и даже архетипическим особенностям русского менталитета, мелоса и культуры просматривается во всём - в сюжете про­изведения (эпоха между «Борисом Годуно­вым» и «Иваном Сусаниным»); в выраже­нии русской идеи — Православия, само­державия, народности; в стихии русского языка: архаического, народного, книжно­го, разговорного, церковного, стилизованного, современного; в музыкальной интонационности, базирующейся на фолькло­ре, духовной музыке, великой школе ком­позиторов-классиков. Это стилевая, жан­ровая и иная знаковость: развёрнутые на­родно-хоровые сцены, старинный плач, колокольный звон, славящий финал, при­ближённые к речевым интонациям вокаль­ные партии, обогащенные исполнитель­скими традициями, и многое другое.

Новаторская же сторона музыки Г. П. Дмитриева в том, что всё в ней сде­лано по-своему, т. е. органично переплав­лено в самобытное, неповторимое, свое­образное качество. Впервые создано про­изведение о православном Патриархе; впервые оно (в данном жанре) — о святом; впервые историческое полотно — одно­временно и «житие» (или даже «икона-житие»). Крайне актуальна ассоциатив­ность с новейшей историей России. Дра­матургически беспрецедентен «вневре­менной» финал, устремлённый в вечность и обоснованный духовным бессмертием святого: после акафистного «Моления ко Святителю» (являющегося признаком но­вого времени) звучит Эпилог «Не верши­нами горними», который... да не от наше­го ли имени поётся? Или от имени той праведной Руси, которой — дай Боже! — ещё предстоит возникнуть?..

Зал стоя, долгой овацией приветствовал композитора и первых исполнителей «Свя­тителя Ермогена».

Дирижёр Г. П. Проваторов провёл кон­церт с истинным вдохновением, професси­ональным мастерством, безупречной выверенностью деталей и формы в целом.

С этого года, заметим, в России 4 ноября празднуется День окончания Смутного времени. А ведь именно об этом опера-оратория Г. П. Дмитриева «Святи­тель Ермоген» — пример живого, плодо­творного творческого сотрудничества дея­телей искусства Москвы и Минска, Бела­руси и России, заслуживающий должного внимания, доброй оценки и дальнейшего развития.