О композиторе

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Бершидский Ю. Шаг к слушателю. Московская осень-87
Бершидский Ю. Шаг к слушателю. Московская осень-87 // Музыкальная жизнь,
1988, №4.

И может быть, еще и поэтому так ярко прозвучали на фестивале те сочинения, где композиторы обрати­лись к другому музыкальному языку. Прежде всего здесь нужно назвать сочинение Г. Дмитриева — музыкальную фантазию для двух струнных оркестров и ансамбля ударных „Ледостав-ледоход" (по прочте­нии работы В. И. Ленина „Государство и револю­ция"). Композитор основывался здесь на языковых находках авангарда 60-х — начала 70-х, во многом его сочинение близко к Пендерецкому того периода.

Музыка Дмитриева далека от наивного иллюстри­рования каких-либо фрагментов ленинской работы и от ставшей в какое-то время уже обязательной помпезной торжественности при обращении к подоб­ной теме. Эта фантазия — сочинение философское, осмысливающее диалектику развития общества. Но к философской теме Дмитриев подошел как поэт — через метафору. Ключом к решению темы стал образ ледостава и ледохода — застывания и весеннего обновления. Яркая, образная и при этом очень обоб­щенная, лишенная мелкой конкретности музыка заставляет слушателя пережить этот процесс.

Участники „круглого стола" спорили о том, насколько правомерен здесь авторский подзаголовок („по прочтении работы Ленина"), говорили о том, что без этого указания музыка воспринимается естест­веннее. Но, на мой взгляд, ссылка на „Государство и революцию" немало прибавляет к нашему воспри­ятию, не дает отнестись к сочинению Дмитриева как к простой „картинке природы", приглашает к размыш­лению об общих законах развития природы и обще­ства. А может быть, и искусства...