Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Бершидский Ю. Музыка жизни и смерти. У пульта – Геннадий Рождественский
Бершидский Ю. Музыка жизни и смерти. У пульта – Геннадий Рождественский
// Московский комсомолец, 1987, 20 ноября.

Каждый концерт Государственного симфонического оркестра Министер­ства культуры СССР под управлением Геннадия Рождественского — событие: слушателей привлекает и высочайшее ис­полнительское мастерство дирижера, и великолепно составленные программы, в которые никогда не попадает серая, про­ходная музыка.

Открыла программу музыкальная фан­тазия Георгия Дмитриева «Ледостав-Ле­доход» (по прочтении работы В. И. Ле­нина «Государство и революция»). Не­малая часть публики была заранее наст­роена по отношению к этому произведе­нию скептически — ведь столько уже бы­ло «высокоидейной» помпезной музыки.

Но фантазия Дмитриева оказалась ни­чем не похожей на этот унылый прославленческий ряд. Композитор поставил перед собой сложнейшую задачу — пе­редать в музыке процесс исторического развития общества, раскрыть сущность ленинской диалектики.

«Эта музыка родилась в 1983 году: об­щественное чувствование того периода подводило к мысли о необходимости революционных преобразований, — ска­зал в интервью композитор. — В поис­ках ответа я обратился к работе Ленина».

Дмитриеву удалось избежать и опаснос­ти прямой иллюстративности. Ключом к теме для него стала метафора — ледостав и ледоход, замерзание и весеннее обнов­ление.

В музыке Дмитриева нет прямой прог­раммной конкретности, но развитие му­зыкальной ткани отождествляется с раз­витием природы и общества. По размаху симфонического штриха и образной си­ле это лаконичное произведение можно сравнить с лучшими работами Кшиштофа Пендерецкого начала 70-х годов.

На этом концерте была исполнена Вто­рая симфония Д. Д. Шостаковича — одна из центральных работ раннего перио­да творчества великого композитора.

Интересно сравнить Вторую симфонию с фантазией Дмитриева, в чем-то близ­кой по замыслу. Дмитриев сознательно избегает всякой патетичности, примеча­тельно тихое, «антиапофеозное» окон­чание его сочинения, знаменующее веч­ное продолжение жизни. В этом различии концепций — различие эпох...

Концерт Г. Н. Рождественского уже в который раз доказал, что современная симфоническая музыка способна собирать полные залы. Если бы только все другие концерты «Московской осени» соответствовали этому уровню...

 

Размер шрифта