Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography/?r92_id=66

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Косачева Р. Открылась бездна звезд…
Косачева Р. Открылась бездна звезд… // Советская Россия, 1986, 10 декабря.

 

Любители музыки всегда с пристрастием следят за появлением новинок. Но, согласитесь, если с эстрадой дело обстоит более или менее благополучно (быть может, обилие информации в прессе даже завышает наши достижения в этой области), то информация о том, что происходит в нашей «серьезной» музыке, право же, оставляет желать лучшего. А между тем процесс ее развития волнует не менее значительную по своим масштабам аудиторию, если учесть, сколько у нас в стране музыкальных школ, сколько тех, кто занимается с педагогами, в многочисленных кружках или самостоятельно. Добавьте к этому еще и тех, кто отдает дань музыкальному самообразованию, прослушивая записи произведений выдающихся мастеров всех времен и народов или наших современников. И если мы иногда сетуем, что молодые, мол, больше увлечены эстрадой, чем «серьезной» музыкой, формирующей глубокие эстетические воззрения и вкусы, то можем ли мы их винить в этом? Не виноваты ли мы сами в том, что они мало знают «серьезную» музыку, получают о ней скудную информацию?

А между тем в этой области духовной жизни общества происходят интереснейшие события. Взять хотя бы недавно проходивший (в восьмой раз) музыкальный фестиваль «Московская осень». Сколько здесь было премьер! Назову хотя бы Пятую симфонию А. Эшпая, хоровой концерт А. Шнитке, «Эпитафию» К. Хачатуряна, симфонии А. Чайковского, И. Красильникова, А. Головина… Каждое из них вызывает интерес и требует, вероятно, особого разговора.

Я же хочу ограничиться только одним, во многом необычным произведением, ставшим, на мой взгляд, значительным явлением. Я говорю об оратории Георгия Дмитриева «Космическая Россия». Тем, кто следит за творческим ростом этого композитора, наверняка запомнились его произведения «На поле Куликовом», «Киев», «Из «Повести временных лет». Как видите, его композиторские и человеческие, гражданские пристрастия вполне определенны. Он последовательно разрабатывает в разных жанрах историко-патриотическую тему. И новое его сочинение – «Космическая Россия» - стоит в том же ряду.

Чем же необычна новая оратория? Хотя бы тем, что композитор смело вводит в музыкальную ткань стихи М. Ломоносова, А. Фета, В. Маяковского, тексты К. Циолковского и даже… слова Юрия Гагарина. Не правда ли, неожиданно?

И все же в этом есть своя логика. Жизненная, образная, музыкальная. Монументальная хоровая фреска написана в ознаменование 25-летия первого полета Ю. А. Гагарина. Она во многом самобытна и обогащает жанр оратории, впечатляет гармонической согласованностью всех компонентов, четкостью и ясностью идейно-драматического замысла. Своеобразием отличается и само хоровое письмо, подход композитора к работе с текстом, с вокальной интонацией. Отмечу и несомненные связи оратории с разнообразными пластами русской музыкальной культуры. Наконец, использование элементов музыкальной театрализации придает произведению Георгия Дмитриева характер синтетического действа.

Оратория начинается с раздела «лицом к звездам», связанного с русской поэтической мыслью о космосе. Здесь – знаменитые Ломоносовские строки «Открылась бездна звезд полна», осмысление космического чувства лирическим героем поэзии А. Фета, ироническая размашистость космической фантазии В. Маяковского. Второй раздел «Вижу Землю» (слова Гагарина) переносит нас в героическую и противоречивую реальность новой космической эпохи.

Кульминация оратории – проникновенный монолог певицы, в котором поэтически звучит страстный призыв к миру, к необходимости братства и единения всех народов в созидательном освоении космических далей. Он, этот монолог, воспринимается как голос России, как голос Родины и Матери. Размах и величавую приподнятость произведению сообщают тексты Циолковского…

Успеху оратории содействовало ее исполнение Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Владимира Федосеева, Государственным академическим хором Латвийской ССР, возглавляемым Имантсом Цепетисом, и. конечно же, народной артисткой СССР Людмилой Филатовой, народным артистом РСФСР Григорием Абрикосовым (партия Чтеца), певцами Алексеем Мартыновым, Николаем Курпе, Алексеем Мочаловым…

И еще один штрих к премьере: на концерте присутствовали наши прославленные космонавты.

Верится, что оратория «Космическая Россия» Георгия Дмитриева отпразднует свою премьеру и по Всесоюзному радио. Ведь такая передача могла бы включить в себя и мнение наших космонавтов. В том, что родилось такое произведение, есть и доля их вдохновенного участия.

 

Размер шрифта