Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography/?print=1&
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваГеоргий Дмитриев. Буклет
Георгий Дмитриев. Буклет. Вступительная статья и составление Ольги Фатеховой, Издание ВААП, 1986.
ВААП ВСЕСОЮЗНОЕ АГЕНСТВО ПО АВТОРСКИМ ПРАВАМ Экспорт прав на использование произведений советских авторов Георгий Дмитриев Горячий прием зарубежных любителей музыки вызвали многие произведения Г. Дмитриева:
«ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВ ПРОЯВИЛ СЕБЯ КАК ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ МУЗЫКАНТ, И ЕГО СОЧИНЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ЗАСЛУЖИВАЮТ САМОЙ ВЫСОКОЙ ОЦЕНКИ». ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ Искусство Георгия Дмитриева — явление яркое и неординарное. Композитор создал собственную стилевую систему, самобытную, свободную от тривиальных ходов и трафаретных приемов. Мир сочинений Г. Дмитриева — мир образов высокой нравственной силы и духовной чистоты. «Способность к художественной фантазии — это лишь основание творчества, — говорит композитор. — Главное — этически плодотворная нравственная позиция художника». Человек и Вселенная, живая связь времен, судьбы культуры и её ценностей — вот те проблемы, которые воплощаются в произведениях Г. Дмитриева во всей своей реальной сложности и многозначности. В поисках свежих, неисчерпанных ресурсов выразительности композитор обращается к истокам национальных традиций. «Может быть, наиболее ценным и впечатляющим в музыке Георгия Дмитриева является его чувство русской интонации, русского звукового образа, сотворенного из «новых слов», основанного на новых источниках ритмических энергий, — говорит доктор искусствоведения Всеволод Задерацкий. — Более всего сказывается это в его крупных полотнах симфонического типа на русскую историческую тематику. Здесь мелос (чаще лаконичный, импульсивный, восходящий к языческим прообразам) не стремится к абсолютной гегемонии, оставляя равные права сонору — особого рода ритмокраске динамично пульсирующей, объемлющей звуковое пространство и способной создать драматургию интонационных событий. Есть у Дмитриева особый дар — умение воссоздать образ «глубины времен» через ритм звукокрасочных смен и свой индивидуальный тип мелодики. Поиск нового в решении образа древности создает, с одной стороны, живой образ присутствия прошлого в настоящем, с другой — чувства исторической дистанции и одновременно — преемственности новых поколений». С максимальной художественной убедительностью отразились искания Дмитриева в одном из лучших его произведений — «Сантане». Название этой вещи в переводе с санскрита звучит так: «Бесконечная река жизни». Поэтому, вероятно, автор и определил жанр своего большого, концертной формы сочинения как «музыкальное движение в двух стадиях для солирующих инструментов (орган и фортепиано), инструментальных ансамблей (все инструменты по одному и два состава ударных), хоровых и оркестровых групп». Эмоциональность авторского высказывания оттеняет высокий эпический уровень образных обобщений в оратории «Космическая Россия», музыкальной фантазии Музыка Г. Дмитриева неоднократно была представлена на фестивалях «Московская осень» и неизменно становилась заметным явлением в концертной жизни столицы. Именно так состоялось открытие концертной симфонии «Памяти Александра Сергеевича Пушкина», второй симфонии «На поле Куликовом» (по мотивам цикла стихотворений А.Блока), Скрипичного концерта и симфонической хроники «Киев», концертной музыки для солирующей флейты и камерного оркестра «Сивилла» и оратории «Из «Повести временных лет» на текст древнерусской летописи. Впервые сыгранные в рамках фестиваля, эти сочинения в короткий срок завоевали широкую известность и признание. «Сочинения Георгия Дмитриева на последних фестивалях „Московская осень“, на мой взгляд, были одними из интересных и самых лучших, — считает Родион Щедрин. — Не говоря о том, что у него просто большой природный дар, у него есть настоящее мастерство. Он точно знает, чего хочет от исполнителей, от музыкальной формы. И вместе с тем он нигде не теряет ощущения „мостка“ между слушателем и создателем. Он ищет новые, смелые, иногда рискованные, я бы даже сказал, экстремальные пути в искусстве. И когда я вижу единомышленника, в высшей степени талантливого и замечательно профессионально оснащенного, мои симпатии — на его стороне». Об авторе. Георгий Дмитриев (1942) окончил Московскую консерваторию по классу композиции профессора Д. Кабалевского в 1966 г. В 1968 г. — аспирантуру под его руководством. ОЛЬГА ФАТЕХОВА, музыковед
О ТВОРЧЕСТВЕ ГЕОРГИЯ ДМИТРИЕВА ИРИНА ЛИХАЧЕВА, музыковед, кандидат искусствоведения: «Соната для фортепиано Г. Дмитриева — масштабное, технически сложное, с богатой, насыщенной фактурой сочинение… — захватила своей энергией, внутренним напором стихийных сил в крайних частях. Им не противоречит, а, скорее, оттеняет их сдержанно суровая средняя часть». ЖАННА ТКАЧ, музыковед: «Фантазия „Никколо“ Г. Дмитриева… Яркая виртуозность, обилие сложных пассажей, пламенный темперамент, темповая свобода — все это воскрешает стиль великого маэстро Паганини, которому посвящено произведение». АЛЕКСАНДР КОЧЕТКОВ, музыковед: «Новое сочинение Г. Дмитриева „Киев. Симфоническая хроника“ в сжатой, словно спрессованной во времени и внешне бесстрастной, как бы „летописной“ форме повествует о славных и героических страницах истории Руси. Само сопоставление светлых и мрачных сторон выявляет позицию художника, утверждающего неизбежность торжества созидательной воли человека».
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ ОПЕРА 1975 — «Любимая и потерянная». Опера в 1980 — «Сантана». Музыкальное движение в 1983 — «Из «Повести временных лет». Оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и камерного оркестра на текст древнерусской летописи XI века. В 1985 — «Космическая Россия». Оратория для СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1979 — Симфония № 2. «На поле Куликовом». В 1981 — «Киев». Симфоническая хроника для оркестра. Одночастная. 11' Партитура. М., «Советский композитор», 1986 1981 — Концерт для скрипки с оркестром. В 1983 — 1979 — «Памяти Александра Сергеевича Пушкина». Концертная симфония для альта, колоратурного сопрано, баритона и 1980 — «Сцена». Концертная музыка для клавесина, контрабаса, струнного квартета и камерного оркестра. 1 ч. 21' Партитура. Рукопись 1983 — «Сивилла». Концертная музыка для флейты и камерного оркестра. 1 ч. 21' Партитура. Рукопись 1984 — «Dona nobis pacem». Камерный концерт для виолончели и ансамбля инструментов. 1 ч. К 1976 — Шесть этюдов для фортепиано. 15' М., «Советский композитор», 1980 1977 — Концерт для кларнета соло в 1977 — «Облик движений». Концертная панорама для флейты соло. 1 ч. 8'. М., «Советский композитор», 1980 1978 — «Percussionata» для одного исполнителя на металлических ударных инструментах. 1 ч. 8'. Рукопись 1978 — Соната № 2 для фортепиано. В 1979 — «Гамаюн». Три песни для гобоя соло. 9'. Рукопись 1980 — Три концертные пьесы для двух фортепиано: «Спираль». «Воздаяние». «Звуковые следы». 13' Рукопись 1980 — Четвертый квартет. В 1981 — «Витражи». Диптих для квартета тростевых. 12'.«Мелодия», 1983. 1982 — «Niccolo». 1983 — «Варшавская фантазия». Для скрипки и фортепиано. 13' Рукопись 1985 — «Domeni…». ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1980 — Четыре стихотворения Иннокентия Анненского для смешанного хора без сопровождения. 10'. Рукопись 1982 — «Апостол правды». Цикл на стихи Т.Шевченко для смешанного хора без сопровождения. 14' Рукопись 1984 — «Сказание о деве Алисафии и храбром Егории». Поэма на стихи И.Бунина Дли смешанного хора без сопровождения. 11' Рукопись 1974 — «Из болгарской народной поэзии» Вокальный цикл для сопрано, кларнета и фортепиано. В 1978 — Три романса на стихи М. Лермонтова для I978 — Три романса на стихи А.Пушкина для I980 — «Александру Блоку». Три стихотворения А. Ахматовой для сопрано и фортепиано. 10' Рукопись 1982 — «Голоса скрипок». Вокальный цикл на стихи А.Блока для тенора, скрипки и вибрафона. В 1985 — «Последний шмель». Вокальный цикл на стихи И.Бунина. Для тенора и струнного трио. В МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1980 — «Камешки из мозаики». Альбом пьес (50) для фортепиано в две и в четыре руки. Младшие и средние классы детской музыкальной школы М., «Советский композитор», 1981 1982 — «Альбом юного трубача». 35 пьес для трубы и дуэта труб с сопровождением и без сопровождения фортепиано. М., «Советский композитор», 1985 1. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. Монография. М., «Советский композитор», 1973. 135 с. 2. Об обучении детей композиции. Статья Prana, Supraphon, 1977. 7 с. Leipzig, VEB Deutcher Verlag für Musik, 1980. 6 c. M., «Музыка», 1981. 10 c. 3. Программа по сочинению для детских музыкальных школ. М., Министерство культуры РСФСР, 1981 4. О драматургической выразительности оркестрового письма. Монография. М, «Советский композитор», 1981. 174 с.
Скачать текст в формате pdf (478.29 KB)
|