Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography/?print=1&r9

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.Дмитриева

Соколов И. Об оркестровом мышлении
Соколов И. Об оркестровом мышлении // Советский музыкант, 1982, 13 января.

В книге «О драматургической выразительности оркестрового письма» Г. Дмитриева (М., «Советский композитор», 1981) исследуются средства оркестровой выразительности, которые получили особенно широкое распространение в музыке последнего времени и находятся в процессе освоения многими композиторами.

Уже в выборе сочинений для анализа видна направленность исследования. Все эти сочинения объединяет определяющая роль оркестровки, неотделимость темброво-инструментального воплощения от музыкального содержания. Говоря об отличии этой особенности композиторского мышления от противоположной, когда текст отчужден от средств его оркестрового воплощения и произведение сочинено либо вообще отвлеченно, либо «фортепианно» и лишь потом переложено «на оркестр», автор указывает как на аналогичное явление на отличие между живописью и раскрашиванием рисунка в отношении роли цвета. Используя для исследования только произведения с драматургически выразительной оркестровой архитектоникой, Г. П. Дмитриев пишет: «Данная работа – попытка разобраться в функциональном устройстве оркестровых организаций такого рода».

Книга состоит из введения и четырех очерков. В первом из них анализируется механизм оркестрового воплощения диалогической драматургии. Автор указывает на тенденцию к перерастанию ее в вертикальную двуслойность, которая является одним из высших выражений контрастной полифонии. Второй очерк посвящен роли оркестра в многослойной форме, возникшей благодаря такому новому и своеобразному драматургическому качеству, как полифония образов. Многослойность увеличивает содержательную емкость музыкальной формы, она диалектична, немыслима вне конкретности музыкального содержания и ценна как проявление новых возможностей реалистического метода в музыкальном искусстве. Указывая на драматургию чистых тембров как предпосылку многослойности, автор говорит о персонифицированной, знаковой трактовке инструментальных звучаний, способной привести к такому явлению, как «театр инструментальных звучаний».

В третьем очерке мы узнаем, как возможности драматургически выразительного оркестрового письма проявляются в Концерте для оркестра Бартока. Большую роль играет здесь принцип инструментальной предназначенности голосов. Наконец, четвертый очерк характеризует способность оркестровки к выражению драматургически самостоятельного подтекста, создающего впечатление авторского комментирования музыкальных явлений. Средствами для такого комментирования являются музыкально-стилистическая метафора, квазистилизация стилистически-ассоциативная трактовка оркестровых звучаний и другие.

Наряду с подробными и содержательными анализами известных произведений (вторая часть Четвертого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена, Второй скрипичный концерт Шнитке, «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвза) в книге имеются анализы менее известных произведений, например, второй части Четвертой симфонии Айвза. Анализы сопровождаются многочисленными нотными примерами.

В заключение хочется отметить, что книга, написанная известным советским композитором, может быть интересна и полезна не только коллегам автора, но и музыковедам, и исполнителям, и пожелать, чтобы она явилась импульсом к поиску новых средств музыкальной выразительности и их воплощению в музыке.

Размер шрифта