Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography/?perpage=20&print=1&r
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваКрашенинникова Н.В. “Русь сильна православием. Верой жив человек”
Крашенинникова Н.В. “Русь сильна православием. Верой жив человек” // Десятина, 2005, №4 (103), с. 8.
Вечером 24 февраля 2005 г. в Минске в Концертном зале Белорусской государственной филармонии состоялась премьера оперы-оратории «Святитель Ермоген» известного московского композитора Г. П. Дмитриева, заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии правительства Москвы, члена Центрального совета ООД «Россия Православная». Исполнение первого в русской музыке произведения о православном Патриархе промыслительным образом совпало с днём памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (+1378), и соответственно с днём тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поэтому автор и все участники концерта с радостью посвятили его этому знаменательному праздничному событию. Духовно значимым выглядел и тот факт, что эта премьера состоялась за неделю до празднования памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России чудотворца (1612). Содержательная многозначность этих духовных связей раскроется полнее, если учесть, что святитель Ермоген – автор проникновенного слова об обретении мощей святителя Алексия… Концерт проходил в рамках VIII международного фестиваля православных песнопений по благословенью Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого. По словам композитора, он шёл к воплощению своего замысла не одно десятилетие. Главной сложностью здесь была недоступность материалов о жизни и деятельности Патриарха Ермогена. Советская историография, освещая период Смутного времени и героическую роль народного ополчения, руководимого Мининым и Пожарским, принижала основополагающее значение религиозного фактора в самосознании русского народа, замалчивала духовный и исторический подвиг Патриарха Ермогена, непоколебимо стоявшего за веру православную и легитимную российскую государственность. Пользовавшийся в народе непререкаемым авторитетом Патриарх сумел своею праведностью, призывом к общенациональному покаянию, грозным обличением пороков современников (и любовью к ним), всею духовной властью Первосвященника в тяжелейших обстоятельствах иноземной и инославной оккупации, разложения верхов и непрерывной череды измен, предательств, волнений, грабежей и насилия одушевить и сплотить русский народ, поднять его на борьбу за национальное возрождение. И хотя Патриарх Ермоген, замученный врагами в заточении, не увидел освобождения Москвы и России от польско-литовских захватчиков, Земский Собор 1613 г., принесший России и её народам три столетия устойчивого развития в лоне Православия под царским скипетром династии Романовых, во многом явился его духовным детищем, плодом священномученической жертвы, чаемым спасительным — по неизреченной милости Божией — русским воскресением. Либретто оперы-оратории, составленное Г. П. Дмитриевым, включило фрагменты подлинных воззваний Патриарха Ермогена к русскому народу, написанную им молитву к иконе Казанской Божьей Матери «Заступнице усердная» (икона была чудесным образом обретена в Казани в бытность там Ермогена священнослужителем), текст русской народной исторической песни «Гфишка расстрига» (из сборника П. В. Киреевского), отрывок из «Истории» Н. М. Карамзина (разговор брошенного в подземелье Ермогена с изменником боярином Салтыковым), канонический текст из позднейшего акафиста Святителю (Патриарх Ермоген был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 г.) и стихи известного московского поэта Ю. М. Куб-лановского, написанные им по просьбе композитора в соответствии с драматургическим планом произведения. Среди Действующих лиц оперы-оратории — Патриарх Ермоген, Рассказчица, Самозванец, царица Марфа Матвеевна, боярин Салтыков, три Ангела и народ, олицетворённый хором. Два отделения концерта промелькнули как одно мгновение. Перед слушателями словно бы в спрессованной форме прошли события от начала великой смуты до освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, избрания на царство Михаила Романова. Счастливо найденный драматургический ход — образ Рассказчицы — позволил лишь несколькими словами обозначать историческую канву событий, тогда как череда «крупных планов» — сцен-картин оперы-оратории и отдельных эпизодов — дала возможность композитору многогранно раскрыть внутренний мир главного героя — Патриарха Ермогена в различных обстоятельствах и состояниях (молитва, первый протест, предчувствие беды, драматичнейшие монологи-воззвания, готовность к жертвенному подвигу, разговор с изменником, благословение спасителям Отечества и т. д.), дать яркие срезы-характеристики эпизодических персонажей (Самозванца, царицы Марфы, боярина Салтыкова). При этом сам образ Рассказчицы возвышен до обобщённого национальной) характера. Наряду со своим духовным пастырем Патриархом Ермогеном русский народ как действующее лицо истории и оперы-оратории дан в исключительно богатом разнооб-разии характеристик: от суровой встревоженности Пролога — через благоговейность молитв, разудалость и жестокую решимость восстаний и военных схваток, покаянность и свирепую яростность, вызревающую народную просветлённость—к грандиозному апофеозу соборного Эпилога с его рефреном: «Русь сильна Православием. Верой жив человек». Музыка оперы - настоящая русская музыка, яркая, свежая, мелодически богатая, легко доступная для восприятия слушателей, потому что представляет собой тонкий сплав традиций и новаторства. Обращение композитора к традиционным и даже архетипическим особенностям русского менталитета, мелоса и культуры просматривается во всём - в сюжете произведения (эпоха между «Борисом Годуновым» и «Иваном Сусаниным»); в выражении русской идеи — Православия, самодержавия, народности; в стихии русского языка: архаического, народного, книжного, разговорного, церковного, стилизованного, современного; в музыкальной интонационности, базирующейся на фольклоре, духовной музыке, великой школе композиторов-классиков. Это стилевая, жанровая и иная знаковость: развёрнутые народно-хоровые сцены, старинный плач, колокольный звон, славящий финал, приближённые к речевым интонациям вокальные партии, обогащенные исполнительскими традициями, и многое другое. Новаторская же сторона музыки Г. П. Дмитриева в том, что всё в ней сделано по-своему, т. е. органично переплавлено в самобытное, неповторимое, своеобразное качество. Впервые создано произведение о православном Патриархе; впервые оно (в данном жанре) — о святом; впервые историческое полотно — одновременно и «житие» (или даже «икона-житие»). Крайне актуальна ассоциативность с новейшей историей России. Драматургически беспрецедентен «вневременной» финал, устремлённый в вечность и обоснованный духовным бессмертием святого: после акафистного «Моления ко Святителю» (являющегося признаком нового времени) звучит Эпилог «Не вершинами горними», который... да не от нашего ли имени поётся? Или от имени той праведной Руси, которой — дай Боже! — ещё предстоит возникнуть?.. Зал стоя, долгой овацией приветствовал композитора и первых исполнителей «Святителя Ермогена». Дирижёр Г. П. Проваторов провёл концерт с истинным вдохновением, профессиональным мастерством, безупречной выверенностью деталей и формы в целом. С этого года, заметим, в России 4 ноября празднуется День окончания Смутного времени. А ведь именно об этом опера-оратория Г. П. Дмитриева «Святитель Ермоген» — пример живого, плодотворного творческого сотрудничества деятелей искусства Москвы и Минска, Беларуси и России, заслуживающий должного внимания, доброй оценки и дальнейшего развития.
|