Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/bibliography/?perpage=20&print=1&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи о творчестве Г.П.ДмитриеваПаисов Ю. Новые песнопения святым
Паисов Ю. Новые песнопения святым // Музыкальная жизнь, 2000, №5. С. 15-16 (о “Симфонии ликов”).
В программу третьего фестиваля искусств «Россия православная» вошла премьера «Симфонии ликов» Георгия Дмитриева. Ее исполнили в Большом зале Московской консерватории хоры Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова и солисты С. Сизова, Д. Корчак, А. Башков. В полнометражной хоровой симфонии (продолжительностью свыше 28 минут) четыре части, и каждая из них посвящена воспеванию одного православного святого: I — «Видение князя Александра Невского», II — «Успение святой Евфросинии Московской», III — «Святая Елизавета Феодоровна», IV — «Святой Серафим». В названии произведения заключена двойная символика. Оно ассоциируется, прежде всего, с ликами святых, которым посвящены песнопения данного цикла, а также и с поющими хорами, ибо слово «лик» исстари обозначало не только иконописное изображение святого, но и собрание поющих — хор. «Хвалите Бога, — гласит Священное Писание, — на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами...» (т. е. хорами. — Ю.П). Программное, метафорически емкое наименование Симфонии, с оттенком загадочной старины, суровой архаики, по смыслу перекликается также с центральным образом финала, где святой Серафим «смотрит на нас ласково ликом лилейным» (А. Белый). В отличие от некоторых более ранних сочинений Дмитриева (где он использовал тексты житий святых, летописей, стихир), на этот раз в качестве литературной основы избраны стихотворения А. Майкова, А. Ахматовой, К. Романова и А. Белого. Стихи, основанные отчасти на преданиях и легендах, дополненные художественной фантазией упомянутых поэтов, послужили основой для создания в рамках цикла ряда романтических хоровых поэм. В музыке Симфонии — картинно-изобразительной, мистически таинственной или возвышенно-просветленной — воспето глубокое духовное воздействие святости. В последовании частей цикла, глубоко контрастирующих между собой и образно воспроизводящих явления, казалось бы, совершенно не связанные друг с другом, разделенные многими столетиями, тем не менее отчетливо протянута через весь цикл связующая нить — идея исходящего от святых исцеления, духовного очищения, чудесного излучения (подобно таинственному свечению нимба вокруг головы праведника). Если, например, вторая часть — картина скорбного шествия и одновременно — воспоминания об умирающей святой Евдокии (в монашестве Евфросинии), а третья — своеобразный хоровой романс памяти святой Елизаветы Феодоровны, то финал носит характер прощания, ухода, воспарения святого Серафима в заоблачные эмпиреи, к Божьему престолу («Вот ухожу в тихий час...»). Главную смысловую нагрузку в цикле несет первая часть, ибо здесь не только воплощен образ Александра, но и предсказана (в видении святого), освящена в песнопении (средний раздел) историческая будущность России, величие укрепленного и прославленного Петром Первым государства... И в этой, заметно возвысившейся за несколько веков державе Александр провидит и перенесение своих мощей в новую, выстроенную Петром столицу... Соответственно образной динамике в цикле меняются и музыкально-выразительные средства: после гармонически определенной тональности в первых частях, финал отмечен тенденцией ладового развития от тональной ясности, прозрачности (в начале) к размыванию опор и свободной атональности, с обилием квартовых созвучий — в конце. Полифония — контрастная (I, IV части) и имитационная (фугато в III части) — выразительно усиливает эффект образной многослойности. Важную смысловую и конструктивно-скрепляющую роль играют в композиции и сквозные, остинатно повторяемые попевки и фразы, вводимые в музыкальную ткань нечетных частей Симфонии: изречение А. Невского «Не в силе Бог, а в правде» (в I части) и фраза «Господи, отпусти им, не ведят бо, что творят» (эти слова, сказанные Иисусом Христом, умирающим на Кресте, были высечены, по желанию Елизаветы Феодоровны, на надгробии великого князя Сергея Александровича, злодейски убитого революционером-террористом И. Каляевым). Опус, достойно представленный на премьере едва ли не лучшим и самым крупным хоровым коллективом Москвы, был одобрительно принят публикой. Для В. Попова, с блеском преодолевающего любые трудности, стало уже традицией выступать в концертах с объединенными хорами большого состава — от 120 до 200 певцов. Берясь за интерпретацию столь масштабных произведений, как «Симфония ликов» или «Завещание Николая Васильевича Гоголя» Г. Дмитриева, с хорами больших составов, В. Попов словно бы старается опровергнуть (и это ему удается, к чести артиста и руководимого им коллектива) мнение, согласно которому хорам-гигантам доступны в исполнении лишь сравнительно простые партитуры. В заключение, поздравляя композитора и исполнителей с удачной премьерой, отметим особую роль этического подтекста Симфонии, придающего ей дополнительный глубинный смысл. Отрадно, что на исходе XX столетия в отечественном искусстве наблюдается небывалый всплеск интереса к вечной теме русской святости. Убедительным свидетельством тому служит и ряд произведений Георгия Дмитриева 90-х годов: хоровая симфония «Праведная Русь», хор «Равноапостольному князю Владимиру», опера-оратория «Святитель Ермоген»...
|