Муз. жизнь. 1989. № 6. – С. 3.
Бурным оказалось отчетно-выборное собрание Московской композиторской организации. Во Всесоюзном Доме композиторов шел откровенный обмен мнениями, звучала острая критика, высказывались неординарные предложения. Шесть кандидатов претендовали на пост председателя правления. Каждый из них выступил со своей программой. В результате тайного голосования победу одержал Георгий Петрович Дмитриев — композитор, завоевавший за последнее время авторитет не только интересными произведениями, но и активной общественной деятельностью. Вот что рассказал новый председатель правления Московской композиторской организации нашему корреспонденту.
И наш Союз, как показало отчетно-выборное собрание, смело, хотя и с некоторым опозданием по сравнению с коллегами по искусству, вышел на демократические рубежи. Энергия гласности продемонстрировала свою привлекательность и свою силу. Все это так. Однако сегодня наше общество в целом находятся на том этапе, когда ограничиваться лишь эйфорией гласности значит снова отставать от запросов времени. Сейчас, я уверен, настал момент, требующий от каждого из нас конкретных действий. А для того, чтобы эти действия, были эффективными, полезными и конструктивными, необходима консолидация всех наших сил. Конечно, этому будет способствовать начавшееся оздоровление атмосферы в Союзе. Под консолидацией я понимаю не какое-то единообразие стилистических или жанровых привязанностей, не нормативность эстетики, а, наоборот, признание за каждым членом Союза права на индивидуальность, на личностные позиции и пристрастия. И в то же время личный выбор должен способствовать подъему жизнедеятельности Союза, решению общих и важнейших задач, выдвигаемых перед нами столь ответственным периодом в развитии нашего искусства.
В последнее время мы, кажется, нашли в себе мужество признать, что наша музыкальная культура в немалой степени затормозилась, отстала от запросов сегодняшнего дня, во многом растеряла связи с аудиторией. Констатация сама по себе горькая волнующая каждого музыканта.
Я считаю, что причины сложившегося положения еще не проанализированы у нас в достаточной степени. Не претендуя на исчерпывающий обзор, позволю себе остановиться на некоторых моментах, разных и по значению, и по времени.
Удар, нанесенный крестьянству, тяжко отозвался на судьбах страны. Это огромная трагедия, последствия которой мы ощущаем не только в экономике, не только в нравственной сфере, но и в музыкальном искусстве. Плодоносные пласты русского фольклора, фольклора разных республик не могли не пострадать одновременно с носителями народного искусства, и это оказалось на состоянии музыкальной культуры в целом. Была уничтожена почва, на которой рождались семена будущего, и в результате возник некий вакуум, совершенно неотвратимо заполнявшийся сорняками.
Далее. На протяжении десятилетий из музыкального процесса был выведен древнейшей пласт нашего искусства — тысячелетняя традиция духовной музыки. Мы недооцениваем степень воздействия этого явления не только на историю нашей музыки, но и на эстетическое воспитание, не говоря уже просто об осознании своих национальных корней. Ведь духовная музыка — это не просто шедевры, которые теперь к нам понемногу возвращаются, вызывая огромный интерес. В прошлые времена это была и практика повсеместного и постоянного музицирования. Это была своего рода народная школа музыкальной грамотности, даже если музыка просто воспринималась на слух. Последо-вавшая нигилистическая политика тоже несла негативные плоды, тоже способствовала опасному вакууму, о котором я упоминал. Мало того, охранительный подход формировал искаженное представление о русской музыке. Со школьной скамьи усваивалась мысль, что отечественная музыкальная культура ведет свой отсчет с великого Глинки, то есть с начала XIX века. Здесь мне вспоминается разговор в США с одним английским профессором, который с уверенностью говорил, что видит много общего между русской и американской музыкой, поскольку «и та и другая возникли в XIX веке».
Как видим, заблуждение весьма распространенное...
Это, конечно, лишь некоторые исторические причины нашей стагнации. Сюда можно добавить и промахи в организации концертной деятельности, и состояние дел в общеобразовательной школе, и ошибки в воспитании композиторов, музыковедов, исполнителей. Словом, нерешенных проблем гораздо больше, чем я сейчас называю. Хочу оговориться и подчеркнуть, что все это вовсе не отрицает наличия хорошо известных достижений в композиторской, исполнительской и иных сферах.
Mне кажется, благородные задачи подъема музыкальной культуры, возрождения забытого, открытия утраченного — такие задачи создают естественную платформу для сплочения композиторских сил независимо от эстетических взглядов, стилевых и жанровых пристрастий. И это одновременно способствовало бы преодолению наших внутренних бед. Одна из этих бед, приведших к падению нашего авторитета в общественном мнении, заключается в том, что Союз долгое время занимался лишь собственными проблемами. (Порой, правда, мы слышали в наш адрес и несправедливые упреки.) Скажем, мы сосредотачивали внимание на пропаганде и распространении советской музыки. Конечно, это важное и нужное дело, потому что советская музыка — уникальное, неповторимое явление. Но нельзя, мне думается, заботиться о процветании одной ветви, в то время как другие остаются в запущенном состоянии. Когда в запущенном состоянии сам ствол, корни и окружающая почва. Стараясь создать для советской музыки какие-то приоритетные условия, мы вольно или невольно ведем речь о создании для нее какой-то искусственной среды обитания. И решить такую отдельную задачу, я думаю, просто невозможно. Надо заботиться о процветании всей музыкальной культуры, и тогда самым естественным образом прекрасная плодоносная ветвь — советская музыка — сама по себе окрепнет.
Теперь мне бы хотелось сказать вот о чем. Подъем музыкальной культуры невозможен без открытия в полном объеме истории советской музыки. Мы знаем, какие непростительные перекосы существовали в этой области. И получилось так, что накопилось достаточно много белых пятен, спорных моментов в трактовке музыкальных явлений. Одна из причин — попросту в отсутствии документальной основы, потому что архивы композиторов и всей нашей организации разобщены, ничего здесь не учтено, не систематизировано, не введено в научный обиход. Эта задача и Союза в целом, и его республиканских отделений, и такой его мощной организации, как московская. Необходимо создать архивы-хранилища, в которых постоянно накапливались бы материалы не только о прошлом нашей музыки, но и о том, что происходит сейчас. Ведь через десять — пятнадцать лет наши дни тоже станут историей, если сохранится нынешняя ситуация, мы опять многого не досчитаемся. Так что, мне кажется, при Центрмузинформе должно быть создано хранилище, куда бы поступали материалы композиторов, музыковедов, чтобы они обрабатывались, чтобы ученые, историки могли пользоваться накопленным богатством. Такой фонд будет питать исследовательскую и практическую работу. Ведь сейчас интерес к прошлому советской музыки очень велик повсюду. Можно вспомнить, каким событием стало исполнение на последней «Московской осени» Тринадцатой симфонии Николая Яковлевича Мясковского. На словах мы всегда отдавали должное этому композитору, но какова живая жизнь его наследия? Упомянутая симфония не звучала давным-давно. Еще несколько лет назад мы, может быть, не смогли бы воспринять ее так, как сегодня, когда мы слышим в ней предощущение трагедии 1937 года, горестные раздумья честного, совестливого художника. Сам Мясковский говорил, что симфония субъективна, но это, я бы сказал, объективная субъективность — и вот только сейчас нам становится понятен смысл музыки этого произведения.
Я уж не говорю, что есть совершенно забытые имена. И это не только композиторы Москвы, не только музыка, скажем, Мосолова или Рославца, которые сейчас необычайно популярны на Западе. Некоторое время назад приходила ко мне племянница Рославца, пожилая женщину живущая в Запорожье, она рассказывала, что в свое время предлагала какие-то остатки архива Рославца Музею музыкальной культуры. Последовал отказ: «Это представитель вредного направления в музыке и в таком качестве его бумаги интереса не представляют». А основная часть архива Рославца после смерти композитора была попросту уничтожена, после смерти композитора ею попросту оклеили стены. В энциклопедиях же мы читаем, что одновременно с Шёнбергом Рославец создал совершенно оригинальную систему композиторской техники. Учение Шенберга победоносно обошло весь мир и оказало влияние на музыку XX века. А что касается Николая Рославца, то даже мы, музыканты, толком не знаем, в чем суть его системы и какие произведения им созданы. Я могу назвать и имя Семена Панченко. Этот композитор, как можно узнать из обрывочных сведений, был личным другом Блока, видным специалистом в области церковной музыки. Год смерти — 1937-й, место смерти неизвестно. Каково наследие этого музыканта, остается только догадываться. Такое неведение непростительно.
Еще одна ветвь отечественной музыки развивалась в зарубежье. Мы и тут обязаны ликвидировать белые пятна, вспомнить сейчас имена совершенно забытые. Например, Владимир Иванович Поль, который организовал Русскую консерваторию в Париже. Ученик Танеева и одновременно Николая Николаевича Ге — это школа русской интеллигенции и ветвь русской культуры. Я убежден, что в его архиве могут быть интереснейшие открытия. А в Соединенных Штатах хранится архив Артура Лурье, известного композитора, с которым связаны многие события нашей художественной жизни предреволюционной поры и первых послеоктябрьских лет. Слабо изучено наследие Гречанинова, | несколько десятилетий прожившего в США. Можно назвать и представителей более молодого поколения, например, выходца из Петербурга Владимира Усачевского, который стал в США пионером электронной музыки, но никогда не порывал связей с русской культурой.
Мне кажется, такая изыскательская работа приведет к более полному взгляду на историю советской музыки. Речь идет не о том, чтобы низвергнуть какие-то авторитеты, хотя момент известной переоценки обязательно наступит. Речь идет о том, чтобы воскресить, вывести из небытия и ввести в обиход то, что утрачено и что еще можно спасти. Каждая находка обязательно даст перспективный результат. Когда мы в 60-е годы болезненно реагировали на модернистские увлечения некоторой части молодежи, критики основывались на ложной посылке, что все это приходит к нам с буржуазного Запада и питается только оттуда. Но если бы мы лучше знали свою историю, если бы мы знали в тот момент Филонова, Малевича, музыку 20-х годов, того же Рославца, мы не были бы столь ограниченны в своих представлениях и понимали, что это органичное явление нашей музыки. Словом, такой взгляд очень важен.
Чрезвычайно важна еще одна глобальная проблема — процесс профессиональной подготовки композиторов и музыковедов. С радостью отмечаю, что один из последних пленумов Союза композиторов СССР был посвящен постановке музыкального обучения в общеобразовательной школе. Это важнейшая область нашей художественной жизни. Но я что-то не припомню никаких серьезных акций Союза композиторов, посвященных непосредственно воспитанию молодых композиторов и музыковедов. Целый ряд наших известнейших коллег преподает в консерваториях и других вузах. Но как-то так получается, что это две несоприкасающихся ветви — консерватория сама по себе, а Союз сам по себе. И вот приходят к нам молодые музыканты, воспитанные нашими коллегами, и мы сидим здесь, разводим горестно руками и говорим — ну, что ж, это достаточно бесцветно, серо, неинтересно... Примем или не примем? Мы до сих пор не осознаем, что это тоже наша сфера ответственности, наша забота. В самом деле, как мы могли допустить, чтобы в головном вузе России, на кафедре Гнесинского института преподавали сочинение люди, которых даже не приняли в Союз композиторов! Боясь обидеть ту или иную фигуру, мы предпочитали позицию невмешательства. На что же мы в таком случае обрекаем будущее нашего Союза, что бы будем делать с неквалифицированным пополнением? Прекрасно, что сейчас эту кафедру возглавил Кирилл Волков, композитор с оригинальными идеями, очень хороший инициативный музыкант. Дело надо поправлять.
Бюрократические формы в педагогике заставили уйти из консерватории первоклассных мастеров. Могу назвать Родиона Константиновича Щедрина, Андрея Яковлевича Эшпая, Альфреда Гарриевича Шнитке. Их можно понять. Сама организация процесса обучения непомерно жесткая, она так регламентирует людей, решившихся на благородное и нужное обществу дело, что зачастую они не желают выдерживать подобного рода пресс. А почему Эдисон Васильевич Денисов ведет в Московской консерватории только инструментовку? Уверен, что нашлись бы многие студенты, которые с радостью пошли бы именно к нему в класс сочинения. Именно в Союзе следует серьезно обсудить процесс воспитания композиторов и музыковедов, найти какие-то новые гибкие формы — то ли школы мастерства, то ли кратковременные семинары, которые вели бы крупные мастера. С полной убежденностью готов утверждать, что воспитание заключается не в том, что мастер научит определенным приемам – как надо писать для оркестра, или как надо делать модуляцию, или строить форму. Воспитывает прежде всего общение на высоком интеллигентном уровне. Когда Стравинский приходил к Римскому-Корсакову, они пили чай и беседовали об оркестре, и это, думаю, дало Стравинскому больше, чем решение сотен задач по гармонизации, по кантус фирмус и так далее, хотя я, конечно, не отрицаю полезности профессиональных упражнений.
Следует сказать и о недостаточно еще раскрытой общественной роли музыковедов, что, на мой взгляд, напрямую связано с их не всегда уютным самочувствием в рамках Союза. Не секрет ведь, что на музыковедов долгое время смотрели (да и сейчас кое-где смотрят как на некое «приложение» по отношению к композиторам… Необходимо признать за музыковедами право на самостоятельность и специфичность творческих интересов, что вытекает из существа их деятельности, и распространить их интеллектуально-творческий потенциал на решение не только научных, но и общественных проблем музыкальной жизни.
Обращаясь к решению важнейших задач художественной жизни, наш Союз тем самым повернулся бы лицом к широкой общественности. А без Союза многие из этих задач решить невозможно, потому что в композиторской организации сосредоточены самые авторитетные силы советской музыкальной культуры — композиторы и музыковеды. Конечно, мы должны действовать в тесном контакте и с министерством культуры, и с Музыкальным обществом, и с нашими друзьями-исполнителями. Союз композиторов должен стать крупной общественной силой, проявить активность, смелость, решительность. Тогда укрепится авторитет не только талантливых создателей музыки (он всегда был высок), но и композиторской организации в целом.
В этой связи я мог бы затронуть и такой острый вопрос, волнующий именно московских музыкантов и любителей музыки, как строительство концертных залов, в которых наша столица очень и очень нуждается. Честно сказать, тут я даже не могу высказать окончательной точки зрения. По той простой причине, что на сегодняшний день не хватает исчерпывающей информации. Имеется план строительства в Москве современного концертного зала по типу лейпцигского «Гевандхауза». Отличная инициатива! Но до сих пор отсутствует ясность — будет строиться такой зал или нет...
Важнейшее место в деятельности Союза должны занять вопросы социального развития нашей организации. Тут речи идет не о каких-то особых привилегиях. Однако необходимо осознать такой, например, простой факт: если у заводского рабочего, служащего есть на предприятии собственное рабочее место, то композитор работает дома, ему нужна тишина, нужен инструмент, и при этом желательно, чтобч под локоть не толкали дети, чтобы этажом выше не гремел телевизор, чтобы не раздавались телефонные звонки. Так что вопрос бытовых условий для членов нашего союза очень важен, потому что он напрямую связан, с творческой отдачей. Надо признать, что какой-то комплексной социальной политикой Союз в этом плане пока не располагает, хотя делается немало – у нас есть прекрасные дома творчества, создаются новые, и все-таки нет у нас определенной и четкой перспективы.
Деятельность творческих комиссий — основа повседневной деятельности Союза. Сегодня комиссии формируются по жанровому признаку. Такой принцип имеет право на существование. Но мне все-таки кажется, что эта привычная форма во многом себя исчерпала. Как правило, господствует неизменный шаблон: собирается группа композиторов, один показывает свое произведение, потом происходит так называемое обсуждение — друзья похваливают, иногда кто-то выступает с критикой, но главное, что из этого больше ничего не следует. Пришла пора обогатить работу наших комиссий, насытить ее такими формами, как семинары по специальным темам, широкие смотры, школы мастерства, предусматривающие обмен опытом, выездные заседания, встречи с исполнителями, ознакомление с творчеством зарубежных коллег, просмотр видеофильмов. Но помимо того жизнь требует и рождения свободных (вне зависимости от жанра) творческих объединений, которые формировались бы на основе единой эстетической платформы, по стилистическим пристрастиям, наконец, даже по принципу дружеской приязни. Опыт такого объединения у нас есть — это лаборатория третьего направления. Ее основополагающий принцип — синтез серьезных и популярных жанров. Члены лаборатории твердо верят в свою идею. По-моему, это пример жизнеспособного творческого организма. Вот нечто подобное может существовать и на совершенно другой основе. Тут я могу вспомнить пример анекдотического свойства. В Венгрии мне рассказывали про объединение «180». Мне объяснили, что в эту группу может войти любой композитор... чей рост превышает один метр восемьдесят сантиметров! Шутка, конечно. Но почему мы всегда так уныло серьезны и считаем, что если собрались что-то обсуждать, то это должно быть строго регламентировано и потому скучновато? Я за новые творческие объединения — пусть они возникают снизу, доказывают свою жизнеспособность, открыто декларируют свои художественные программы. Так было у нас в стране еще в 20-е годы и принесло плодотворные результаты.
Уже практика первых дней моей работы в новом качестве заставила задуматься о ближайших конкретных действиях. По-видимому, нам надо решать вопрос о создании помимо Всесоюзного Дома композиторов (это межреспубликанская площадка), специально московского музыкального центра, где звучала бы музыка москвичей, происходило бы общение столичных музыкантов. Быть может, взять в аренду какой-нибудь клуб, а может быть, отреставрировать с этой целью заброшенную церковь. Дело это вполне реальное, так как нам согласен помочь Музыкальный фонд РСФСР. Актуальным представляется и создание Московского музыкально-информационного вестника. Тут нашли бы место сообщения о новых сочинениях москвичей, решения правления, информация о текущей жизни, о конкурсах, высказывания членов Союза по творческим и организационным вопросам. Не оставляя этой идеи, мы сейчас с радостью используем любезное предложение «Российской музыкальной газеты», предоставившей нам свое покровительство. Таковы, в самых общих чертах, мои намерения в качестве председателя правления Московской композиторской организации, намерения, которые я надеюсь осуществить с помощью моих друзей и коллег. Но уже сейчас сознаю, что сама жизнь, бурная и непредсказуемая, выдвинет множество новых проблем...
-