Муз. жизнь. 1985. № 4.
Интерес к музыкальной культуре Чехословакии велик в нашей стране. Ярко проявился он и в дни недавних гастролей в СССР симфонического оркестра Чешской филармонии под руководством Вацлава Ноймана.
Оркестр этот — ведущий симфонический коллектив республики. Датой его основания принято считать 4 января 1896 года — под управлением великого А. Дворжака оркестр впервые тогда выступил в Праге под тем названием, которое он сейчас носит. Знаменательно, что уже третьей программой дирижировал В. Сафонов, ему первому из иностранных гостей выпала честь стать за дирижерский пульт оркестра. Мировое признание к коллективу пришло в тот период, когда им руководил выдающийся чешский дирижер Вацлав Талих. (Интересно напомнить, что дирижерский дебют Талиха состоялся в Одессе, где он в 1904 —1905 годах работал концертмейстером в оперном театре).
После Победы над фашизмом, в новой Чехословакии оркестр становится государственным, расширяет свой состав. С 1950 года его возглавил другой крупный чешский дирижер — Карел Анчерл, под руководством которого еще более возросла слава этого первоклассного коллектива.
Новая яркая страница в истории оркестра связаны с именем Вацлава Ноймана. Ученик Талиха, ставший преемником Ф. Конвичного в Лейпцигском «Гевандхаузе», Вацлав Нойман заслужил репутацию одного из талантливых и своеобразных дирижеров. Годы плодотворной работы связывают его с таким прославленным коллективом, как «Комише опер», куда он был приглашен Фельзенштейном, с операми Лейпцига и Дрездена. Регулярная работа Ноймана с оркестром Чешской филармонии длится уже более двадцати лет.
В программе концерта, данного в Москве, — чешская музыкальная классика. Не случайно вечер открылся увертюрой к опере «Либуше» Бедржиха Сметаны. В этом — выражение любви и признательности, которыми окружена в Чехословакии музыка и само имя великого национального композитора.
Монументально-эпическая, яркая музыка увертюры сразу же создала впечатление, определившее весь концерт. И уже с самого начала можно было оценить незаурядные исполнительские достоинства коллектива: свободу, естественность и теплоту оркестрового тона, мощь и стройность тутти, чистоту и сбалансированность звучания различных групп (превосходным было, например, вступительное групповое соло медных духовых инструментов). Дирижер Вацлав Нойман предстал в этом произведении мастером широко прочерченных музыкальных линий, особо заботящимся о ясности и точности ритмической поступи музыки.
Симфонии Богуслава Мартину пока не часто звучат в наших концертах. Тем больший интерес представляла обозначенная в программе Шестая симфония — последняя в ряду произведений данного жанра в творчестве выдающегося композитора. Для понимания ее характера, композиционных особенностей стоит вспомнить, что первоначально — в соответствии с замыслом — сочинение было озаглавлено автором как «Симфонические фантазии». Однако масштабность трехчастного цикла, значительность музыкального содержания настолько ассоциировались в восприятии и исполнителей и слушателей с жанром симфонии, что позднее с этим согласился и сам автор. Отмеченное обстоятельство способно объяснить некоторые выразительно-конструктивные особенности партитуры. В основу Шестой симфонии положен метод трансформаций, своеобразного варьирования главной интонационной ячейки — мотива Kyrie из Реквиема Дворжака. (К нему Мартину уже обращался в завершении своей Третьей симфонии). Мир фантастических, зыбких видений, пронизанный лирическими порывами, — вот музыкальная атмосфера произведения — одного из высших достижений композитора в данной области.
Совершенно изумительно по музыке, по оркестровому решению вступление к первой части (Lento). Из неясных, таинственно - интригующих кружений деревянных духовых возникает интонация засурдиненных труб, прорастающая затем в распетую виолончелью выразительную тему. Дальнейшее развитие (Andante moderato) предстает цепью неясных по своим контурам вариаций, прихотливо переходящих одна в другую и приносящих все новые и новые модификации основного тематического материала. Запоминаются певучая лирическая вариация и следующий за нею поток причудливых, с оттенком «демонизма», образов.
Принцип мимолетных образных превращений характерен и для второй части симфонии (Allegro). Но здесь контраст лирических и фантастических эпизодов воплощается более последовательно, приводя к яркой кульминации. Мастерски выстроена завершающая третья часть, в которой утверждается монотематическая основа произведения и находит архитектонически стройное отображение музыка предшествующих частей. Лирика приобретает теперь еще более ясно выраженную национальную окраску (композитор долгие годы жил в эмиграции, испытывая ностальгические чувства), знаменуя утверждение высокого этического идеала.
Симфония была интерпретирована дирижером и оркестром в полном художественном единении. Следует отметить музыкантов группы деревянных духовых инструментов: партитура эта ставила перед ними особенно сложные задачи, которые были решены самым убедительным образом. Глубоко самобытное произведение Богуслава Мартину имело у слушателей большой успех.
В заключение программы прозвучал шедевр чешской и мировой музыки симфония № 9 «Из Нового Света» Антонина Дворжака — произведение, чья восхитительная свежесть и неповторимое обаяние поистине неподвластны времени. Оркестр и дирижер исполнили его с подлинным вдохновением. Коллективу из ЧССР московскими слушателями был оказан восторженный прием.
Георгий ДМИТРИЕВ
-