Сов. культура. 1985, 16 февраля.
Этот концерт, состоявшийся в большем зале Московской консерватории, был особо примечательным: Московская филармония открыла цикл «Исторические концерты советской музыки», рассчитанный на три сезона и приуроченный к семидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Цикл охватит наиболее значительные симфонические произведения, станет звучащей антологией советской Музыки.
Честь открытия цикла была предоставлена активным пропагандистам советской музыки –
народному артисту УСCP Федору Глущенко и Московскому государственному симфоническому оркестру (художественный руководитель и главный дирижер В. Дударова). Уместным и ценным компонентом вечера стал комментарий лектора-музыковеда Р. Глезер. Программа, разнообразная в жанровом и стилевом отношении включала произведения Т. Хренникова, А. Эшпая и Е. Станковича.
Концерт для оркестра с солирующими инструментами А. Эшпая — компактное одночастное произведение, отмеченное яркостью звукового колорита, виртуозностью оркестрового письма, динамизмом и присущей автору приподнятостью художественного мироощущения. С момента своего возникновения Концерт привлекает заинтересованное внимание музыкантов и публики как в нашей стране, так и за рубежом, однако он весьма не прост для исполнения. Дирижер Ф. Глущенко нашел необходимый здесь единый «знаменатель», убедительно выявив важную особенность партитуры — внутреннюю органичность, генетическую родственность образующих сочинение резких и как будто бы разнородных контрастов: стихии джазового музицирования и марийского народно-песенного начала, напористости и проникновенного лиризма. Увлеченность и уверенное мастерство показали солисты — артисты оркестра Ю. Лапорев (труба), М. Адамович (фортепиано), А. Венгеровский (вибрафон) и Г. Дзуцев (контрабас).
Затем прозвучал Первый концерт для скрипки с оркестром Тихона Хренникова. Это эффектное, входящее в репертуар многих исполнителей произведение было вдохновенно интерпретировано заслуженным артистом РСФСР В. Пикайзеном. Солист сумел наполнить исполнение не только всеми приметами скрипичной школы высочайшего класса и подлинным артистическим темпераментом, но и добился индивидуально окрашенного прочтения сольной партии.
Во втором отделении были представлены сцены из народной оперы «Цветок папоротника» украинского композитора Евгения Станковича. Это произведение, впервые звучавшее в Москве, с особенным интересом ожидалось той частью публики, которая уже знакома с самобытным творчеством композитора, одного из наиболее талантливых представителей поколения «недавних молодых». И этот интерес оказался вполне вознагражденным — новаторское по замыслу и средствам воплощения, красочно звучащее полотно буквально заворожило зал.
Главным «действующим лицом» сцен становится своеобразное и непривычное в контексте симфонического оркестра звучание народных голосов (отличная работа Государственного заслуженного академического украинского народного хора имени Г. Веревки, руководимого народным артистом СССР А. Авдиевским).
На этой праздничной ноте рецензию хотелось бы закончить: цикл «Исторические концерты советской музыки» открыт, и открыт в художественном отношении ярко и интересно! Но закончить необходимо иначе: этого требует воспоминание о зияющих полной пустотой балконах прославленного зала, о рядах партера, оживленных лишь разрозненными группами слушателей... Требует того и чувство невольной неловкости перед великолепно выступавшими музыкантами, перед авторами звучавших прекрасных произведений... Требует, наконец, острая заинтересованность в том, чтобы масштабное беспрецедентное начинание по пропаганде лучших образцов советской музыки не свелось к формальной акции. А симптомы такого налицо: афиши к концерту не были напечатаны; сам факт открытия «Исторических концертов» оказался для посетителей форменным сюрпризом – об этом узнали лишь из вступительного слова лектора-музыковеда...
-