Известия. 1984, 6 сентября.
…Последний вступительный экзамен в Московскую консерваторию он сдал 23 июня 1941 года. И ушел на фронт. На студенческую скамью, в класс великого Д. Д Шостаковича он пришел уже после окончания войны.
Музыка Карэна Хачатуряна — известного советского композитора, народного артиста РСФСР, профессора, заведующего кафедрой инструментовки Московской консерватории — звучит на концертных эстрадах и балетных сценах, в кинозалах и музыкальных школах, в нашей стране и за рубежом. Третья симфония, выдвинутая на соискание Государственной премии 1984 года, — одно из наиболее значительных его произведений. В ней нашли отражение мысли и чувства композитора о беспокойном мире, в котором живет современный человек.
Музыкальное содержание симфонии нельзя свести к какой-либо сюжетной программе, ее строй отмечен той силой обобщения, которая и составляет отличительную сторону музыкального искусства. Однако ее образы настолько рельефно очерчены, а драматургический план так целенаправленно выстроен, что слушатели, восприняли музыку, переживают все этапы пути, которыми ведет композитор своего лирического героя.
Симфонию открывает яркое звучание труб — в нем слышится призыв оглядеться, увидеть мир в его напряженном движении, осознать свое неравнодушие к ого судьбам. Возникающую вслед за вступлением главную тему можно охарактеризовать как тему раздумья, нравственного самоочищения. Каким прекрасным и одухотворенным может быть внутренний мир человека! А вслед проходят темы, олицетворяющие самые поэтичные и светлые стороны человеческого бытия: трепетность чистого, нежного чувства, образы детства…
В среднем разделе симфонии наступает резкий перелом: высокому и прекрасному противостоят силы зла и разрушения. Их воплощением становится мрачная маршеобразная тема, словно предостерегающая: силы Империализма угрожают ныне существованию самой жизни на земле... Запоминаются колючие шорохи струнных, длительное солирование ударной группы, резкие пассажи деревянных духовых инструментов. Но вот наконец пение скрипок, подхваченное в кульминации трубами. Победа? Да, это победа активной гуманистической позиции; высокий строй души говорит о готовности и умении отстоять мир, утвердить его в борьбе со всем враждебным ему... Снова проходит главная тема симфонии, но она стала строже, определеннее, как лицо человека, многое испытавшего и пережившего.
Завершает симфонию очень красивая, просветленная кода. Как в фокусе, в ней сходятся и находят смысловое завершение все тематические нити музыкального развития. Произведение это по своей сути глубоко оптимистичное, в нем нашла убедительное раскрытие близкая автору мысль о том, что человек полнее всего проявляет себя в активном преодолении трудностей и невзгод.
Впервые исполненная при открытии IV фестиваля «Московская осень» под управлением великолепного дирижера Василия Синайского Третья симфония К. Хачатуряна неоднократно звучала с тех пор в различных городах нашей страны, вызвала большой интерес за рубежом, стала заметным событием музыкальной жизни, заслуженно привлекшим общественное внимание.
...А тема войны и Победы найдет воплощение в новой Четвертой симфонии, над которой композитор работает в преддверии 40-летня Победы.
Георгий ДМИТРИЕВ.
-