Статьи, рецензии, беседы, доклады
Георгий Дмитриев: Образы, навеянные историей: Интервью в антракте
Книга и искусство в СССР. 1984. № 2/41. – С. 58.
Георгий Дмитриев родился в 1942 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию в 1967 году. Основные сочинения: опера «Любимая и потерянная» (по роману канадского писателя Морли Каллагана); «Из «Повести временных лет» — оратория для солистов, хора и камерного оркестра; «Сцена» для контрабаса, клавесина и камерного оркестра; «Сивилла» для флейты и камерного оркестра; Первая, Вторая («На поле Куликовом») симфонии; «Три взгляда на жизнь Поэта» — симфония-концерт для альта, сопрано, баритона и камерного оркестра; «Киев», симфоническая хроника; «Сан-тана», музыкальное движение для солистов, солирующих ансамблей, хоровых и оркестровых групп; Концерт для скрипки с оркестром; четыре струнных квартета; две фортепьянные сонаты, хоровые, вокальные, инструментальные произведения. Музыка для детей, киномузыка. Г. Дмитриев — автор книг «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние», «О драматургической выразительности оркестрового письма». На четырех фестивалях «Московская осень» исполнялись мои симфонические произведения. Среди них — концерт-симфония «Три взгляда на жизнь Поэта» памяти А. Пушкина, Вторая симфония «На поле Куликовом», Концерт для скрипки с оркестром и симфоническая хроника «Киев». Симфоническая хроника «Киев» была написана к 1500-летнему юбилею столицы Украины. В этом сочинении мне хотелось создать образы, навеянные историей, и сделать это прежде всего средствами характерных оркестровых звучаний в структурном и интонационном единстве. В Москве «Хроника» прозвучала в исполнении симфонического оркестра Министерства культуры СССР под управлением выдающегося музыканта Г. Рождественского. Совсем недавно я закончил оркестровое сочинение — «Сантана» (в древнеиндийской мифологии Сантана— «река жизни»). В нем нашли выражение идеи многослойной музыкальной формы (об этом принципе формообразования я писал, в частности, в своей книге «О драматургической выразительности оркестрового письма», изданной в 1981 году «Советским композитором»). Новое сочинение написано для органа и фортепьяно, солирующих ансамблей, хоровых и оркестровых групп. В нем заняты два дирижера. Хотя сочинение это, несомненно, филармоническое, думаю, что оно могло бы иметь хореографическое сопровождение. Сейчас заканчиваю работу над ораторией по древнейшей русской летописи «Из «Повести временных лет» — для тенора, баса, хора мальчиков и камерного оркестра. Это сочинение продолжит ряд моих работ, связанных с историей Древней Руси. Среди последних работ — Четвертый струнный квартет в 12 притчах, диптих для квартета тростевых «Витражи», записанный на пластинку, фантазия «Nicolo» для скрипки и фортепьяно, посвященная 200-летию со дня рождения Паганини. Много внимания уделяю произведениям педагогического репертуара: недавно издан для детей сборник из 50 фортепьянных пьес «Камешки из мозаики», готовится к печати «Альбом юного трубача». -
|