Сов. культура. 1983, 19 мая.
С рассказа об этих двух концертах хочется начать потому, что увиделось в них многое из беспокоящего всех, кому небезразличен сегодняшний день симфонической музыки. Сопоставлять эти концерты, может, и не стоило бы, но ведь было же в них нечто общее... Впрочем, судить читателю.
Концерт первый. Прославленный столичный зал, оркестр из категории высококлассных, известный дирижер, именитый солист. Программа из произведений крупных советских композиторов. Концерт второй. Зал филармонии в одном из областных центров, местный симфонический оркестр — не полностью укомплектованный, звучащий пестровато и не очень стройно, дирижер, несомненно, опытный, но несколько вялый, что ли. В программе — симфоническая классика. Единили оба столь не схожих по своему содержанию концерта многочисленные ряды пустовавших кресел в залах...
Нет, нет, речь сейчас не о тех, кто не любит симфоническую музыку, не понимает ее и понимать не хочет,— об этом разговор особый, не о том, как, каким образом помочь тем, кто умудряется жить, игнорируя огромную область проявления человеческого гения, имеющую увлекательнейшую многовековую историю. И ни о каком «кризисе доверия» к симфонической музыке — за встречающейся порой позой неверия в преданную этому жанру широкую аудиторию кроется лишь некомпетентность или тенденциозность. Речь о тех, кто симфоническое искусство любит, но чьи запросы далеко не всегда счастливо пересекаются с практической деятельностью филармоний. И потому не должен ли каждый из не доходящих до широкого слушателя концертов анализироваться всеми заинтересованными лицами с тем, чтобы выявлялись и последовательно устранялись причины подобной «некоммуникабельности», ведь случаи эти — прежде всего симптомы неблагополучия, вполне конкретных упущений в чьей-то работе.
А причины низкого кпд иных симфонических концертов зачастую лежат на поверхности. Вернемся к началу этих заметок. Концерт в областном центре? Основная причина его непопулярности, увы, проста — невысокий в художественном отношении уровень исполнения. Случай этот, к сожалению, достаточно типичен и одновременно наиболее сложен, но выход здесь один — неуклонное повышение исполнительского мастерства коллективов, требовательное общественное внимание к их деятельности (показательно, что рецензия на упомянутый концерт в местной газете была... хвалебной!), постоянная помощь в нуждах, забота об условиях труда и быта музыкантов. Нельзя забывать: борьба за качество исполнения в музыкальном искусстве — борьба за само музыкальное искусство. А, как это хорошо известно специалистам, деятельность симфонических оркестров сопровождена еще немалыми объективными трудностями. Здесь и нехватка высококвалифицированных артистов оркестра (особенно по целому ряду духовых специальностей), и текучесть составов, и недостаточная качественность отечественного инструментария, и, наконец, дефицит дирижеров, обладающих всем комплексом данных, требующихся для этой простой, когда плохо, и очень сложной, когда хорошо, профессии. Но слушателю-то все это в общем и неважно: на концерт он идет не ради «посещения» или престижности, но ради художественного переживания, и коль скоро оно не состоялось раз, другой, то до третьего дело может и не дойти... К тому же по радио и по телевидению бывают хорошие Музыкальные передачи, а в любом отделе грампластинок можно приобрести эталонные записи многих любимых симфонических произведений.
Концерт в столичном зале дал пример другого рода. Интерпретации были превосходными, и у посетителей, пришедших в тот вечер, концерт имел несомненный успех. Тем более тревожна немногочисленность слушателей на концерте такого уровня. Свою роль в этом, безусловно, сыграли издержки рекламы (отсутствие афиш, например), но более глубокая причина видится в определенной нерасчетливости составителей программы. И дело здесь не в том, конечно, что современная музыка нуждается непременно в соседстве с классической. Формирование программы должно основываться, очевидно, не только на тематической подобранности и стилистической совместимости произведений, но и на точном понимании психологического мотива потенциального слушательского посещения. Сошлемся на искусство, с которым составляет свои программы Г. Н. Рождественский. Выдающийся дирижер ко всем своим многочисленным музыкально-профессиональным еще и безошибочно чувствует, «на что пойдет» слушатель. Осмелимся утверждать, что секрет этого чувствования в основе своей прост: артист ведет слушателя за собой, со всей искренностью и увлеченностью посвящая его в то, что составляет на данный момент предмет его собственного — но ведь всегда и во всем незаурядного! — художественного интереса. И потому с полной уверенностью во взаимопонимании он то требует от аудитории напряженной работы, когда предлагается новая сложная музыка, новое композиторское имя (при необходимости дирижер блестяще мобилизует и направляет слушательское восприятие ярким и непринужденным, высокоэрудированным вступительным словом), то как бы приглашает публику разделить с ним любование очаровательными свежими «безделушками», то расширяет представления слушателей о творчестве того или иного классика, привлекая внимание к редко звучащему шедевру, к незаслуженно забытому сочинению. И слушатели платят артисту неизменной благодарностью, верностью и стопроцентным доверием!.. Такой вот определенности психологического «микроклимата» и не хватило, на мой взгляд, вышеупомянутой программе; а просто хороший концерт — этого, как видно, теперь уже недостаточно...
В разговоре о некоторых проблемах нашего симфонического «бытия» нельзя не коснуться и ряда «узких мест» современного композиторского симфонического производства, несомненно, влияющих на обстановку в концертных, залах. (О всем известных высочайших достижениях советской симфонической школы здесь нет необходимости говорить). Например, так ли уж незнакомы слушателям академическая рутина, из года в год расцветающая новым урожаем, или продукция «набившего руку» ремесленника, словно по шаблону штампующего опус за опусом, или «зашоренность» внешне вроде бы и дерзкого «экспериментатора», блуждающего на деле в трех соснах, не видящего из-за деревьев леса... Мелкотемье разнолико, но корень его един: ограниченность привычным, мировоззренческая и профессиональная «узость», боязнь поиска...
В одной из телевизионных передач известный наш поэт, характеризуя творчество молодых, говорил как-то о необходимости и о пользе «высокого замаха». Слова эти можно с полным основанием переадресовать и композиторам — и не только молодым. «Высокий замах» следует, видимо, понимать и как подлинно гражданственную позицию, и как «лирическую дерзость» художника. А где же, как не в симфоническом жанре, этим качествам в первую очередь и не проявиться во всей их полноте?
В одном из асафьевских определений проницательно указывается, что симфонизм — «великий переворот в сознании и технике композитора». Всегда ли переживает что-либо подобное молодой композитор — выпускник вуза, приступающий иной раз за непомерно широкой профессорской спиной к своей дипломной симфонической работе? И не потому ли дипломы эти, хотя и оцениваются, как правило, высокими баллами, оказываются зачастую не более чем «еще одной» симфонией (концертом, поэмой, увертюрой...), тиражирующей, а следовательно, и девальвирующей давно известное? И если такой переворот не пережит, то откуда же придут ощущение чуда симфонического оркестра с его россыпью тембрально-полифонических возможностей и проникновенное понимание «звездной» тайны хорошей симфонической партитуры? Имею в виду изумительную принадлежащую А. К. Глазунову характеристику: «...разве хорошая партитура не напоминает картины звездного неба? Какой порядок и связь — от луча к лучу. Словно нити протянуты!»). А без подобного ощущения композитор-симфонист состояться вряд ли может. И не потому ли, как показывает практика, многие молодые композиторы надолго после выпускного концерта теряют интерес к какому-либо симфоническому замыслу — лишенные привычной опеки, без вкуса к творческому исканию, без ясного осознания своей причастности наследованию великих традиций... Разумеется, далеко не всегда дело обстоит только таким образом, но в процессе воспитания молодых композиторов следует больше внимания уделять выработке качеств и навыков, необходимых композитору-симфонисту, — здесь идейная зрелость и интерес к кардинальным проблемам современности, умение драматургически мыслить в музыке и музыкой и уверенное овладение средствами современного оркестрового письма. Иными словами, не только передача некоторого минимума профессиональных знаний, но комплексное воспитание человеческой и художественной личности, способной к развитию, творческому росту и самосовершенствованию.
«Современность — душа искусства!». Вряд ля на этот счет может существовать принципиально отличное мнение. Современность — рубеж, где будущее сплавляется с прошлым. Какой простор открыт здесь для художественной фантазии, опирающейся на чуткое восприятие и осмысление прогрессивных тенденций современной жизни! Тем не менее симфоническое искусство, несмотря на имеющиеся достижения, остается в несомненном долгу перед современной темой. Объяснять такое положение только спецификой жанра — расположенностью к глубинным обобщениям, к опосредованности отображения жизненных процессов — было бы не полностью верным. Современная тема в силу своей небывалости в искусстве в каждом ее конкретном преломлении трудна, потому что немыслима без художественной смелости, новизны авторского взгляда и отношения. Будем честны, к такому готов далеко не каждый, к тому же всегда ли ищущий бывал вовремя поддержан? Вот почему верится, например, что строки из недавнего постановления ЦК КПСС «О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства» — «... активнее поддерживать художественные поиски в сфере социально значимой проблематики...» — найдут соответствующий отклик не только у литераторов, но и у деятелей музыкального искусства.
В связи с вопросом о современной теме хотелось бы также вот о чем сказать. Русскому симфонизму, а именно он в первую очередь составляет основу советской симфонической традиции, всегда было свойственно тяготение к программности замыслов. В последнее время отмечен некоторый спад интереса композиторов к этой замечательной демократической традиции, о чем, в частности, критически говорилось на последнем композиторском съезде. Плодотворым стимулом здесь как раз мог бы стать более смелый поворот к темам современной жизни во всем их многообразии. Разве, например, борьба за мир, за сохранение человеческой цивилизации, развернувшаяся в наши дни в невиданных ранее масштабах, всколыхнувшая буквально все прогрессивное человечество, не обладает громадным этическим пафосом, способным вызвать к жизни выдающиеся произведения и музыкально искусства? А разве так уж немыслима, невозможна симфоническая публицистика?
Иной ракурс проблемы программного симфонизма видится и в другом: все более редкими становятся в современной практике относительно небольшие формы, миниатюры, традиционно свойственные русской симфонической музыке. Несомненно, что поиск и в этой сфере способен дать полновесные художественные открытие. (Иногда авторы просто губят свои произведения тем, что любой ценой стараются выжать из скромного по своей способности к симфоническому развитию музыкального материала непременно масштабные «полотна»).
Социально значимым явлением симфоническое искусство, как и вообще музыка, становится лишь в триединстве слагаемых «композитор — исполнитель — слушатель». Пристальное внимание к проблемам каждого звена всей цепочки, нацеленность на их последовательное разрешение — необходимое условие дальнейших успехов советской музыкальной культуры.
Георгий Дмитриев, композитор.
-