Тексты Г.Дмитриева

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи, рецензии, беседы, доклады

Краски музыки
Сов. культура. 1983, 5 февраля.


Давно замечено: концерты гастролирующих в столице коллективов отмечены атмос­ферой праздничности, особой приподнятости.

Не были исключением в этом отношении и успешно прошед­шие в Москве концерты Го­сударственного заслуженного академического Симфоническо­го оркестра Украинской ССР. Можно утверждать с уверен­ностью: мастерство музыкан­тов из Киева высоко. Много­численные исполнительские до­стоинства коллектива едино­мышленников, возглавляемого народным артистом УССР Ф.Глушенко, — это достоин­ства, которые приходят с годами интенсивной, тщательно и последовательно ведушейся талантливой работы.

Из-за болезни Ф. Глушенко место за дирижерским пультом занял заслуженный дея­тель искусств УССР, главный дирижер Московского акаде­мического музыкального теат­ра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимир     Кожухарь — музы­кант, который в свое время много и плодотворно порабо­тал с этим оркестром. (Заме­тим, кстати, что хотелось бы видеть этого незаурядного ис­полнителя, отличающегося про­фессиональной хваткостью, неподдельным темпераментом, подлинной симфоничностью мышления и прекрасной тех­никой, на московских концертных эстрадах не только лишь от случая к случаю). Пятая симфония Чайковского, откры­вавшая первый вечер, прозву­чала под его управлением све­жо и непосредственно. Свойст­венная оркестру привлекатель­ная сочно-теплая, чуть сумрач­ная окраска звучания в соче­тании с интерпретацией дири­жера, подчеркнувшего лириче­ский пафос произведения, пре­восходно раскрывали образ­ный строй этой музыки, близ­кий поэтике Чехова, Левита­на. Иные краски заблистали в сочинениях Прокофьева. Его Второй фортепианный кон­церт — одно из труднейших произведений этого жанра — был сыгран Н. Петровым и ор­кестром в полном единстве по­нимания художественных за­дач. Виртуозно исполненная сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» эффектно завершила концерт.

Программа второго вечера была посвящена советской му­зыке. «Гуцульская рапсодия» Г. Майбороды предстала как своего рода «визитная карточ­ка» гостей с Украины. Вообще, обращенность коллектива к со­ветской музыке, желание и умение ее играть составляли и составляют одну из наиболее сильных и ценных сторон его деятельности. Затем прозвуча­ли два произведения, которые смело могут быть причислены к вершинным достижениям со­ветского музыкального искус­ства. Светлая и глубокая му­зыка скрипичного концерта Б. Чайковского нашла замечатель­ного   интерпретатора в лице прекрасно игравшего В. Пикайзена. Словно бы на одном дыхании, ярко и увлеченно была проведена В. Кожухарем и масштабнейшая Вторая сим­фония Р. Щедрина. Симфония поражает панорамностью худо­жественного видения жизни. Поистине это музыка «о вре­мени и о себе»: эпические мо­менты партитуры окрашены личностью заинтересованного авторского отношения, а «ли­рические отступления» — взгляды и размышления ком­позитора — неотделимы здесь от дыхания эпохи.

Г. ДМИТРИЕВ, композитор.

 

 

-