Статьи, рецензии, беседы, доклады
Краски музыки
Сов. культура. 1983, 5 февраля.
Давно замечено: концерты гастролирующих в столице коллективов отмечены атмосферой праздничности, особой приподнятости. Не были исключением в этом отношении и успешно прошедшие в Москве концерты Государственного заслуженного академического Симфонического оркестра Украинской ССР. Можно утверждать с уверенностью: мастерство музыкантов из Киева высоко. Многочисленные исполнительские достоинства коллектива единомышленников, возглавляемого народным артистом УССР Ф.Глушенко, — это достоинства, которые приходят с годами интенсивной, тщательно и последовательно ведушейся талантливой работы. Из-за болезни Ф. Глушенко место за дирижерским пультом занял заслуженный деятель искусств УССР, главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Владимир Кожухарь — музыкант, который в свое время много и плодотворно поработал с этим оркестром. (Заметим, кстати, что хотелось бы видеть этого незаурядного исполнителя, отличающегося профессиональной хваткостью, неподдельным темпераментом, подлинной симфоничностью мышления и прекрасной техникой, на московских концертных эстрадах не только лишь от случая к случаю). Пятая симфония Чайковского, открывавшая первый вечер, прозвучала под его управлением свежо и непосредственно. Свойственная оркестру привлекательная сочно-теплая, чуть сумрачная окраска звучания в сочетании с интерпретацией дирижера, подчеркнувшего лирический пафос произведения, превосходно раскрывали образный строй этой музыки, близкий поэтике Чехова, Левитана. Иные краски заблистали в сочинениях Прокофьева. Его Второй фортепианный концерт — одно из труднейших произведений этого жанра — был сыгран Н. Петровым и оркестром в полном единстве понимания художественных задач. Виртуозно исполненная сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» эффектно завершила концерт. Программа второго вечера была посвящена советской музыке. «Гуцульская рапсодия» Г. Майбороды предстала как своего рода «визитная карточка» гостей с Украины. Вообще, обращенность коллектива к советской музыке, желание и умение ее играть составляли и составляют одну из наиболее сильных и ценных сторон его деятельности. Затем прозвучали два произведения, которые смело могут быть причислены к вершинным достижениям советского музыкального искусства. Светлая и глубокая музыка скрипичного концерта Б. Чайковского нашла замечательного интерпретатора в лице прекрасно игравшего В. Пикайзена. Словно бы на одном дыхании, ярко и увлеченно была проведена В. Кожухарем и масштабнейшая Вторая симфония Р. Щедрина. Симфония поражает панорамностью художественного видения жизни. Поистине это музыка «о времени и о себе»: эпические моменты партитуры окрашены личностью заинтересованного авторского отношения, а «лирические отступления» — взгляды и размышления композитора — неотделимы здесь от дыхания эпохи. Г. ДМИТРИЕВ, композитор. -
|