Сов. культура. 1982, 12 февраля.
Музыкальная жизнь Мосты в конце января была ознаменована заметным событием — концертами симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Этот коллектив, широко известный в нашей стране и за рубежом, совсем недавно отметил важную а своей биографии веху — пятидесятилетие творческой деятельности. Московские гастроли оркестра не были официальным отчетом коллективе в столице, но недавний юбилей, широтаи и разнообразие представленных программ, наконец, та атмосфера праздничной приподнятости, которая ощущалась в выступлении ленинградцев, придавали именно такой колорит их концертам. За пультом стоял художественный руководитель и главный дирижер оркестре, народный артист РСФСР Александр Дмитриев, возглавляющий коллектив с 1977 года.
Первая программа быле посвящена трем представителям немецкой музыкы — Веберну, Моцарту, Рихарду Штраусу. Уже исполнение «Пяти пьес для струнного оркестре» Антона Веберна давало представление о многих сторонах творческого облика коллектива и его руководителя. Первоклассным по своим звуковым и ансамблевым качествам музыкальным организмом предстала струнная группа оркестра. Пьесы Веберна — хрупкие в своей прозрачности художественно-емкие экспрессивные миниатюры — требуют не только высокой технической оснащенности исполнителей, не только превосходного ансамбля, но и той классности, которая достигается лишь сочетанием опыта, профессиональной зрелости, высокой общей культуры музыкантов. А. Дмитриев дал убедительное прочтение образного строя пьес, архитектонически рельефно воплотил тот формирующий натиск композиторской воли, которым так ярко отмечено это произведение.
Хорошо сочетался с пьесами Веберна фортепианный концерт Моцарта (№ 22, ми-бемоль мажор). (Вообще все программы тонко и изобретательно составлены). Обаятельная игра пианиста А. Слободяника дополнялась достойным партнерством оркестра. Исполнители продемонстрировали высокую культуру стиля, передали не только выдающиеся колористические богатства партитуры Моцарта, не только светлый жизнерадостный тонус, характеризующий «внешность» его музыки, но и заглянули в ее прозрачные глубины.
Завершали эту программу фантастические вариации Р. Штрауса «Дон Кихот». Здесь блеснули уверенным мастерством и солист-виолончелист, заслуженный артист РСФСР Г. Гиновкер, и оркестр, ярко и темпераментно воплотившие под руководством А. Дмитриева это масштабное и виртуозное оркестровое полотно.
Центральной — не только по своему положению, но и по музыкальному содержанию — стала вторая в программе ленинградцев. Музыка Шостаковича особенно близка и дорога советским исполнителям — тем более коллективу, представляющему город, неразрывно свезенный с жизнью и творчеством гениального композитора, филармонию, носящую его имя. Первый скрипичный концерт и Десятая симфония — произведения во многом близкие, хорошо дополняющие друг друга. Их отличает поистине толстовская страстность и пытливость мысли, бьющейся над решением наиболее значительных вопросов человеческого и общественного бытия. «Стратегическая» устремленность музыки Шостаковича требует аналогичного подхода исполнителей. Думается, что это и стало наиболее сильной стороной интерпретаций обоих произведений: они были очень точно «поставлены». Великолепно играл В. Третьяков, крупный красивый тон его смычка прекрасно передавал эпический размах Концерта — насыщенность медленных и сверкание быстрых движений.
Последняя программа включала Третью симфонию Брамса и ряд сочинений Равеля. Исполнение симфонии подтвердило высокий класс оркестра: стройное звучание групп хорошо сбалансировано, оркестровая фактура во всех своих деталях ясно прослушивается, точны штрихи, артикуляция, велик динамический диапазон.
Настоящим украшением выступлений ленинградцев стало участие в их концертах Е. Образцовой, исполнившей в сопровождении оркестра редко звучащую у нас «Шехеразаду» М. Равеля. Три поэмы не стихи Т. Клингсора, насыщенные изысканнейшими музыкальными красотами, словно бы расцвели в голосе замечательной певицы. (При повторении программы не другой день в Зале имени Чайковского вместо «Шехеразады» звучал Второй фортепианный концерт Равеля, ярко сыгранный А. Гавриловым). Феерический «Вельс» Равеля, демонстрирующий широчайший спектр оркестровых созвучий — от сумрачно-затаенных до ослепительно взрывчатых, — с большим эмоциональным накалом был исполнен в завершение программы, вызвав бурный восторг публики.
Концерты ленинградцев прошли при полных залах с заслуженным успехом. Они ярко продемонстрировали, что оркестр Ленинградской филармонии во главе с его талантливым руководителем Александром Дмитриевым является одним из лучших симфонических коллективов страны, находится на подъеме и способен успешно решать самые сложные и разнообразные художественные задачи.
Георгий Дмитриев.
-