Сов. культура. 1979, 13 февраля.
Непреходящая популярность камерной вокальной музыки у самой широкой слушательской аудитории давно признана. И, пожалуй, секрет жизненности и эстетической привлекательности этого жанра в том, что здесь счастливо сочетаются поэтичность слова, теплота певческого голоса, красочность инструментального звучания, позволяющая в лаконичной форме передать различные эмоциональные состояния человека, оттенки его душевных движений. Вот почему обращение к прекрасным образцам вокальной лирики яркого и значительного художника всегда с интересом воспринимается любителями музыкального искусства. Заметным событием такого рода стал состоявшийся недавно в Большом зале Московской консерватории вокальный вечер солистки Большого театра Союза ССР, народной артистки РСФСР Валентины Левко, исполнившей песни Шуберта и Брамса, романсы Рахманинова. Имя этой певицы хорошо известно и в нашей стране, и за рубежом. Великолепный, редкой красоты голос, высокая музыкальная культура, исполнительское мастерство и сценическое обаяние позволяют артистке успешно решать самые сложные и разнообразные художественные задачи.
Какой прелестью и неувядающей свежестью отмечены музыкальные мысли Шуберта, трогательные в своей открытости и чистоте, и в то же время такие сильные и оригинальные! Исполнение его песен ставит перед артистом много проблем, и тем труднее достичь той непосредственности выражения, когда слушателю незаметен процесс создания формы и образа, когда каждая песня возникает, как рисунок художника, выполненный одним безупречно выверенным движением пера.
Валентина Левко добилась именно такого результата. Запомнились и сдержанный драматизм «Приюта», и возвышенная кантилена песни «К музыке», и трогательная безыскусственность гетевской «Маргариты за прялкой». Грациозным интермеццо прозвучала знаменитая «Форель».
Безукоризненное ощущение стиля продемонстрировала Валентина Левко в философски-созерцательных песнях Брамса для голоса, альта и фортепиано — «Духовная колыбельная» и «Умиротворенная тоска».
Значительное место в программе заняли романсы Рахманинова. Русская музыка особенно близка В. Левко, унаследовавшей и успешно развивающей традиции отечественной вокальной школы. Это позволило ей создать галерею одухотворенных музыкальных образов. Живописность романсов «Утро» и «Речная лилия», драматический порыв горечи и разочарования — «Давно в любви», чувственность — «Она, как полдень, хороша...» и «В моей душе», элегическая проникновенность романса «Не пой, красавица» — все это свидетельствовало о богатейшей вокальной палитре певицы.
Публика восторженно принимала Валентину Левко, буквально взрываясь аплодисментами после каждого номера программы и спетых на бис произведений: «Серенады»Бизе, итальянской песни «Эхо», исполненного с участием альта романса Рахманинова «В молчаньи ночи тайной» и «Элегии» Массне.
Большой и заслуженный успех Валентины Левко по праву разделили Лия Могилевекая, одна из лучших наших концертмейстеров, уверенно и с отличным пониманием ансамбля проведшая свою партию, а также Ю. Гандельсман, в руках которого альт звучал мягко и выразительно.
Г. ДМИТРИЕВ.
-