Сов. культура. 1978, 15 декабря.
В Большом зале Московской консерватории состоялся авторский концерт Витольда Лютославского, всемирно известного польского композитора. Программа вечера, охватившая три десятилетия деятельности этого мастера, дала слушателям представление о различных этапах его творческого пути.
Первая симфония, открывшая концерт, создавалась в военные и послевоенные годы. Это произведение запечатлело чудо превращения молодого тогда еще композитора в зрелого самобытного художника. Сочинение отличается ясностью и яркостью музыкального языка, эмоциональностью высказывания, классической уравновешенностью форм — качествами, которые автор пронес через все последующие эволюционные изменения своего стиля. В симфонии слышен пульс времени — здесь и скорбная сосредоточенность, и зловещие образы, но определяет эмоциональный строй оптимистическое мировосприятие. Эта музыка живет духом долгожданной, выстраданной, такой близкой и наконец свершившейся Победы.
Другим временным «полюсом» вечера стала оркестровая пьеса «Mi-parti», одна из последних работ Лютославского. Название сочинения, означающее, что это «композиция из двух частей, равных, но различных», относится, по словам композита, не к форме произведения, а скорее лишь к способу развития музыкальной мысли. Техника Лютославского в «Mi-parti» напоминает мастерство искусного оружейника, «плетущего» — колечко к колечку — драгоценную кольчугу. В то же время, несмотря на новизну принципов музыкальной организации, он сохраняет классический абрис формы — устремленность к кульминации, рельефность вершины, уравновешивающий заключительный спад. Этой задаче подчинено его искусство как оркестрового драматурга.
Конструктивному обоснованию произведений Лютославский уделяет первостепенное внимание. Однако создание «говорящего» произведения, волнующего, держащего слушателя в напряжении сопереживания — это тайна, которая не сводится к одному лишь мастерству. У Лютославского есть и высокое мастерство, и дар большого художника. Причем художника именно польского: с национальной композиторской традицией его роднят бережное отношение к музыкальному звуку, филигранность отделки мельчайших деталей, естественность и особое достоинство эмоционального выражения и, наконец, певучесть как основа интонационного наполнения голосов, какими бы виртуозными они ни представали в том или ином инструментальном облике.
Во втором отделении исполнялся виолончельный концерт, написанный в 1970 году. Традиционное для жанра концерта соревнование солиста и оркестра получило здесь новое истолкование: оно предстает как поиск гармонии во взаимоотношениях индивидуального и коллективного начал, поиск, объединивший ряд контрастных драматургических ситуаций. Виолончелистка Наталья Гутман создала собственную интерпретацию этого многопланового сочинения, выделив психологически углубленные моменты и в полной мере проявив присущие ей благородство звуковой характеристики образов, виртуозность и артистизм. Проникновенное исполнение солистки заслужило высокую похвалу композитора.
Особую ценность и привлекательность вечеру придало то обстоятельство, что программа шла под управлением автора. Дирижерский жест Лютославского точен и скуп; композитор — выдающийся мастер архитектоники в исполнении — стремится прежде всего к убедительной передаче целого. Отлично справился со сложной программой, подготовив ее в минимальный срок, и академический симфонический оркестр Московской филармонии.
Значение такого музыкального события, как авторский концерт Витольда Лютославского, далеко выходит за рамки одного вечера.
Георгий ДМИТРИЕВ.