Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/articles?print=1&r9

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи, рецензии, беседы, доклады

Интересное начало
Сов. культура. 1985, 16 февраля.


Этот концерт, состоявшийся в большем зале Московской консерватории, был особо примечательным: Московская филармония открыла цикл «Исторические концерты советской музыки», рассчитанный на три сезона и приуроченный к семидесятилетию Великой Октябрьской социалистической революции. Цикл охватит наиболее значительные симфонические произведения, станет звучащей антологией советской Музыки.

Честь открытия цикла была предоставлена активным пропагандистам советской музыки –

 народному артисту УСCP Федору Глущенко и Московскому государственному симфоническому оркестру (художественный руководитель и главный дирижер В. Дударова). Уместным и ценным компонентом вечера стал комментарий лектора-музыковеда Р. Глезер. Про­грамма, разнообразная в жанровом и стилевом отношении включала произведения Т. Хренникова, А. Эшпая и Е. Станковича.

Концерт для оркестра с солирующими инструментами А. Эшпая — компактное одночастное произведение, отмеченное яркостью звукового колорита, виртуозностью ор­кестрового письма, динамиз­мом и присущей автору при­поднятостью художественного мироощущения. С момента своего возникновения Кон­церт привлекает заинтересо­ванное внимание музыкантов и публики как в нашей стра­не, так и за рубежом, однако он весьма не прост для ис­полнения. Дирижер Ф. Глу­щенко нашел необходимый здесь единый «знаменатель», убедительно выявив важную особенность партитуры — внутреннюю органичность, ге­нетическую родственность об­разующих сочинение резких и как будто бы разнородных контрастов: стихии джазово­го музицирования и марий­ского народно-песенного на­чала,   напористости   и про­никновенного лиризма. Увле­ченность и уверенное мастер­ство показали солисты — ар­тисты оркестра Ю. Лапорев (труба), М. Адамович (фор­тепиано), А. Венгеровский (вибрафон) и Г. Дзуцев (контрабас).

Затем прозвучал Первый концерт для скрипки с ор­кестром Тихона Хренникова. Это эффектное, входящее в ре­пертуар многих исполнителей произведение было вдохновен­но интерпретировано заслу­женным артистом РСФСР В. Пикайзеном. Солист сумел наполнить исполнение не только всеми приметами скри­пичной школы высочайшего класса и подлинным артисти­ческим темпераментом, но и добился индивидуально окра­шенного прочтения сольной партии.

Во втором отделении были представлены сцены из народной оперы «Цветок папоротника» украинского композитора   Евгения Стан­ковича. Это произведение, впервые звучавшее в Мо­скве, с особенным интересом ожидалось той частью публи­ки, которая уже знакома с са­мобытным творчеством ком­позитора, одного из наиболее талантливых представителей поколения «недавних моло­дых». И этот интерес оказал­ся вполне вознагражденным — новаторское по замыслу и средствам воплощения, кра­сочно звучащее полотно бук­вально заворожило зал.

Главным «действующим лицом» сцен становится свое­образное и непривычное в контексте симфонического ор­кестра звучание народных го­лосов (отличная работа Го­сударственного заслуженного академического украинского народного хора имени Г. Ве­ревки, руководимого народ­ным артистом СССР А. Авдиевским).

На этой праздничной ноте рецензию хотелось бы закон­чить: цикл «Исторические концерты советской музыки» открыт, и открыт в художест­венном отношении ярко и ин­тересно! Но закончить необ­ходимо иначе: этого требует воспоминание о зияющих пол­ной пустотой балконах про­славленного зала, о рядах партера, оживленных лишь разрозненными группами слушателей... Требует того и чувство невольной нелов­кости    перед великолепно выступавшими музыканта­ми, перед авторами звучавших прекрасных произ­ведений... Требует, наконец, острая заинтересованность в том, чтобы масштабное бес­прецедентное начинание по пропаганде лучших образцов советской музыки не свелось к формальной акции. А симп­томы такого налицо: афи­ши к концерту не были напе­чатаны; сам факт открытия «Исторических концертов» оказался для посетителей форменным сюрпризом – об этом узнали лишь из вступи­тельного слова лектора-му­зыковеда...

 

-

Размер шрифта