Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/articles?print=1&r9
Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи, рецензии, беседы, докладыВсе нити – к пульту: очерк
Сов. культура. 1984, 18 октября.
Этот концерт Второго международного музыкального фестиваля, проходившего в нынешнем году в Москве, вызвал множество восторженных откликов и наверняка надолго запомнился слушателям. Одним из центральных событий фестиваля была прозвучавшая на сцене Большого зала Московской консерватории опера известного японского композитора Ясуси Акутагавы «Орфей из Хиросимы». Насыщенное гуманистическим пафосом, посвященное актуальной антивоенной теме, яркое и эмоциональное произведение было вдохновенно интерпретировано советскими исполнителями — солистами, хором и оркестром Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. За пультом стоял главный дирижер театра — заслуженный деятель искусств УССР Владимир Кожухарь. После концерта уставший, но счастливый дирижер, взволнованный высокой оценкой автора и многих видных музыкантов, говорил: «Люблю яркую музыкальную драматургию — накал страстей, сочные вокальные, хоровые, оркестровые краски — то, чем привлекла меня, в частности, и эта партитура. Возможность открытого эмоционального воздействия на публику считаю одной из основных музыкальных ценностей. А чем же прежде всего сильна музыка, как не своей способностью затронуть и даже потрясти душу человека, оставить в ней облагораживающий след, вызвать слушательское сопереживание! Особенно дорожу ролью первого исполнителя — это чрезвычайно ответственно, но и по-настоящему увлекательно!». …Уроженец небольшого украинского села Леоновки, Владимир Кожухарь с детства тянулся к музыке. Самостоятельно научившись играть на трубе, он становится участником самодеятельного духового оркестра, мечтает стать профессиональным трубачом. На способного мальчика обращают внимание, поддерживают в его стремлении — так в биографию В. Кожухаря входят музыкальная школа имени H. В. Лысенко, а затем оркестровый факультет Киевской консерватории (класс высокоценимого им профессора В. М. Яблонского). Незаурядные музыкальные данные студента замечены профессором М. Канерштейном, воспитателем многих украинских дирижеров. О своих занятиях в аспирантуре Московской консерватории под руководством Рождественского В. Кожухарь вспоминает с особенной теплотой и благодарностью: именно здесь его дарование по-настоящему развилось и окрепло. Много ценного дало молодому дирижеру также общение рамках московского семинара и с другим выдающимся дирижером — Игорем Mapкевичем. «Особо следует сказать о юноше, который, как мне думается, может завоевать международное имя. Это Владимир Кожухарь»,— отмечал в своем интервью журналу «Музыкальная жизнь» прославленный дирижер. В 23 года В. Кожухарь приходит в Государственный симфонический оркестр УССР, а вскоре и возглавляет известный коллектив. Это целый период в жизни дирижера и оркестра — насыщенный интенсивной работой, плодотворный. Наряду с классическим репертуаром дирижер постоянно включает в программы произведения советских авторов. Затем Государственный театр оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко, где ярко раскрылись возможности В. Кожухаря как опер кого дирижера. С 1977 года он возглавляет Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве. «Я считаю, что наш театр прежде всего призван содружестве с советскими композиторами развивать советскую оперу. Найти талантливое произведение, убедительно воплотить его на сцене – большое счастье. В классике тоже нужно искать и открывать: имею в виду незаслуженно забытые сочинения, оперы, не ставившиеся еще на советской сцене. Причем меня интересует не только музыкальная сторона спектакля. Стремлюсь к творческому единомыслию с режиссером и художником: лишь при условии гармоничного сочетания всех компонентов возникает чудо музыкального театра». За прошедшие годы В. Кожухарь подготовил ряд оперных премьер, позволяющих по достоинству оценить репертуарную политику театра и его главного дирижера. Здесь представлены русская и зарубежная классика («Майская ночь» Римского-Корсакова, «Битва при Леньяно» Верди, «Паяцы» Леонкавалло и совсем недавно «Похищение из сераля» Моцарта в постановке Гарри Купфера), оперные шедевры XX века («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Порги и Бесс» Гершвина). Произведения советских композиторов разных поколений («Доротея» Хренникова, «Не только любовь» Щедрина, «Нежность» Губаренко, «Ураган» Гроховского, «За нами Москва» Жубановой). Подготовлен В. Кожухарем и балет «Образы и звуки» на музыку Моцарта и Шуберта в постановке известного хореографа из ГДР Тома Шиллинга. Под его управлением идут также «Кармен» Бизе, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Безродный зять» Хренникова. И в каждом сочинении дирижер ищет и находит ключ к индивидуальным особенностям стиля, творческой манеры композитора. Критикой, авторами отмечались такие ценные профессионально-художественные качества артиста, как способность «до тончайшего нюанса ощутить дух произведения» (Р. Щедрин), умение преподнести его так, «как оно написано композитором». Его отличают безупречная техника, ясный и одновременно красивый, эффектный жест, волевая сдержанность при бурном темпераменте и хороший вкус, чисто оркестровое мышление, «звукорежиссерское» слышание оркестра и свежая, прежде всего лирическая, индивидуальность артиста. Способность к тончайшей выразительности и тщательнейшая проработка деталей органически сочетаются у него с умением организовать их в единое целое. Даже известнейшие произведения он исполняет столь непосредственно, свежо, что они звучат словно бы «впервые». Он очень точен в требованиях и умеет увлекать оркестрантов своим замыслом. Все это черты творческого облика дирижера, отраженные в многочисленных рецензиях и откликах прессы на его выступления. А их немало и вне ставшего ему родным здания на Пушкинской улице. Так, за последние годы состоялись успешные гастрольные поездки коллектива в Японию и ГДР. Для люблянской оперы В. Кожухарь осуществил постановку «Евгения Онегина» и выезжал с нею в Италию, выступал с симфоническими оркестрами Берлина, Дрездена, Праги, Гаваны Анкары, был главным дирижером Дней культуры СССР в Монголии. Сюда нужно добавить гастрольные поездки по стране, записи на «Мелодии» (в частности, кантат и оперы «Воевода» П. И. Чайковского для полного собрания его сочинений), записи на Всесоюзном радио (в их числе произведения современных украинских и туркменских композиторов), участие в музыкальных фестивалях. Исполнительскую деятельность В. Кожухарь дополняет педагогической, являясь доцентом Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Дирижер прекрасно ладит с людьми, его энергия словно бы передается окружающим, он открыт юмору, доброй шутке, да и сам способен на меткое и острое словцо. …Подхожу к театральному подъезду. Сегодня «Доротея» Т. Хренникова. За пультом — Владимир Кожухарь. Яркая, искрящаяся изобретательностью и остроумием, мелодически щедрая музыка Т. Хренникова находит в его лице не просто высококлассного исполнителя, но близкого по духу художника-истолкователя. Г. ДМИТРИЕВ
-
|