Тексты Г.Дмитриева

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи, рецензии, беседы, доклады

Все нити – к пульту: очерк
Сов. культура. 1984, 18 октября.


Этот концерт Второго международного музы­кального фестиваля, прохо­дившего в нынешнем году в Москве, вызвал множе­ство    восторженных откли­ков и наверняка надолго за­помнился слушателям. Од­ним из центральных собы­тий фестиваля была прозву­чавшая на сцене Большого зала Московской консерва­тории опера известного японского композитора Ясуси Акутагавы «Орфей из Хиросимы». Насыщенное гуманистическим пафосом, посвященное актуальной ан­тивоенной теме, яркое и эмоциональное произведе­ние было   вдохновенно ин­терпретировано советскими исполнителями — солиста­ми, хором и оркестром Мо­сковского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данчен­ко. За пультом стоял глав­ный дирижер театра — за­служенный деятель ис­кусств УССР Владимир Кожухарь.

После концерта устав­ший, но счастливый дири­жер, взволнованный высо­кой оценкой автора и мно­гих видных музыкантов, говорил: «Люблю яркую му­зыкальную драматургию — накал страстей, сочные вокальные, хоровые, оркестровые краски — то, чем при­влекла меня, в частности, и эта партитура. Возможность открытого эмоционального воздействия на публику считаю одной из основных музыкальных ценностей. А чем же прежде всего силь­на музыка, как не своей способностью затронуть и даже потрясти душу челове­ка, оставить в ней облаго­раживающий след, вызвать слушательское сопережива­ние! Особенно дорожу ролью первого исполнителя — это чрезвычайно ответственно, но и по-настоящему увлекатель­но!».

…Уроженец небольшого украинского села Леоновки, Владимир Кожухарь с детства тянулся к музыке. Са­мостоятельно научившись иг­рать на трубе, он ста­новится   участником само­деятельного духового орке­стра, мечтает стать профес­сиональным   трубачом. На способного мальчика обра­щают внимание, поддержи­вают в его стремлении — так в биографию В. Кожу­харя входят музыкальная школа имени H. В. Лысен­ко, а затем оркестровый фа­культет Киевской консерва­тории (класс высокоценимого им профессора В. М. Яб­лонского). Незаурядные му­зыкальные данные студента замечены профессором М. Канерштейном, воспита­телем многих украинских дирижеров.

О своих занятиях в аспи­рантуре Московской консер­ватории под руководством Рождественского В. Ко­жухарь вспоминает с осо­бенной теплотой и благодар­ностью: именно здесь его дарование по-настоящему развилось и окрепло. Много ценного дало молодому ди­рижеру также общение рамках московского семина­ра и с другим выдающимся дирижером — Игорем Mapкевичем. «Особо следует сказать о юноше, который, как мне думается, может завоевать международное имя. Это Владимир Кожухарь»,— отмечал в своем интервью журналу «Музыкальная жизнь» прославленный ди­рижер.

В 23 года В. Кожухарь приходит в Государствен­ный симфонический оркестр УССР, а вскоре и возглав­ляет известный коллектив. Это целый период в жизни дирижера и оркестра — на­сыщенный интенсивной ра­ботой, плодотворный. Наря­ду с классическим репертуа­ром дирижер постоянно включает в программы про­изведения   советских авторов.

Затем Государственный те­атр оперы и балета УССР имени Т. Г. Шевченко, где ярко раскрылись возмож­ности В. Кожухаря как опер кого дирижера. С 1977 го­да он возглавляет Москов­ский академический музы­кальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Мо­скве. «Я считаю, что наш театр прежде всего призван содружестве с советскими композиторами развивать советскую оперу. Найти талантливое произведение, убедительно воплотить его на сцене – большое счастье. В классике тоже нужно искать и открывать: имею в виду незаслуженно забытые сочинения, оперы, не ставившиеся еще на со­ветской сцене. Причем меня интересует не только музы­кальная сторона спектакля. Стремлюсь к творческому единомыслию с режиссером и художником: лишь при условии гармоничного сочета­ния всех компонентов воз­никает чудо музыкального театра».

За прошедшие годы В. Кожухарь подготовил ряд оперных премьер, позволяю­щих по достоинству оценить репертуарную политику те­атра и его главного дириже­ра. Здесь представлены рус­ская и зарубежная класси­ка («Майская ночь» Римского-Корсакова, «Битва при Леньяно» Верди, «Пая­цы» Леонкавалло и совсем недавно «Похищение из се­раля» Моцарта в постанов­ке Гарри Купфера), опер­ные шедевры XX века («Лю­бовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Порги и Бесс» Гершвина). Произве­дения советских композито­ров разных поколений («До­ротея» Хренникова, «Не только любовь» Щедрина, «Нежность» Губаренко, «Ураган» Гроховского, «За нами Москва» Жубановой). Подготовлен В. Кожухарем и балет «Образы и звуки» на музыку Моцарта и Шу­берта в постановке извест­ного хореографа из ГДР Тома Шиллинга. Под его управлением идут также «Кармен» Бизе, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Безродный зять» Хренникова. И в каждом сочинении дирижер ищет и находит ключ к индивидуальным особенностям стиля, творческой манеры композитора.

Критикой, авторами отме­чались такие ценные про­фессионально-художественные качества артиста, как способность «до тончайше­го нюанса ощутить дух про­изведения»   (Р. Щедрин), умение преподнести его так, «как оно написано компози­тором». Его отличают без­упречная техника, ясный и одновременно красивый, эффектный жест, волевая сдержанность при бурном темпераменте и хороший вкус, чисто оркестровое мышление, «звукорежиссерское» слышание оркест­ра и свежая, прежде всего лирическая, индивидуаль­ность артиста. Способность к тончайшей выразительно­сти и тщательнейшая про­работка деталей органиче­ски сочетаются у него с умением организовать их в единое целое. Даже извест­нейшие произведения он исполняет   столь непосред­ственно, свежо, что они зву­чат словно бы «впервые». Он очень точен в требовани­ях и умеет увлекать орке­странтов своим замыслом. Все это черты творческого облика дирижера, отражен­ные в многочисленных ре­цензиях и откликах прессы на его выступления.

А их немало и вне ставшего ему родным здания на Пушкинской улице. Так, за последние годы состоя­лись успешные гастрольные поездки коллектива в Япо­нию и ГДР. Для люблян­ской оперы В. Кожухарь осуществил постановку «Ев­гения Онегина» и выезжал с нею в Италию, выступал с симфоническими оркестра­ми Берлина, Дрездена, Пра­ги, Гаваны Анкары, был главным дирижером Дней культуры СССР в Монго­лии. Сюда нужно добавить гастрольные поездки по стране, записи на «Мело­дии» (в частности, кантат и оперы «Воевода» П. И. Чай­ковского для полного собра­ния его сочинений), записи на Всесоюзном радио (в их числе произведения совре­менных украинских и турк­менских композиторов), уча­стие в музыкальных фести­валях. Исполнительскую деятельность В. Кожухарь дополняет педагогической, являясь доцентом Государст­венного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.

Дирижер прекрасно ладит с людьми, его энергия слов­но бы передается окружаю­щим, он открыт юмору, доброй шутке, да и сам спосо­бен на меткое и острое словцо.

…Подхожу к театрально­му подъезду. Сегодня «Доро­тея» Т. Хренникова. За пуль­том — Владимир Кожухарь. Яркая, искрящаяся изобрета­тельностью и остроумием, мелодически щедрая музы­ка Т. Хренникова находит в его лице не просто высо­коклассного исполнителя, но близкого по духу худож­ника-истолкователя.

Г. ДМИТРИЕВ

 

-