Тексты Г.Дмитриева

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи, рецензии, беседы, доклады

Благородные образы музыки
Известия. 1984, 6 сентября.


…Последний вступительный экзамен в Московскую консерваторию он сдал 23 июня 1941 года. И ушел на фронт. На студенческую скамью, в класс великого Д. Д Шостаковича он пришел уже после окончания войны.

Музыка Карэна Хачатуряна — известного советского компози­тора, народного артиста РСФСР, профессора, заведующего кафедрой инструментовки Москов­ской консерватории — звучит на концертных эстрадах и балет­ных сценах, в кинозалах и музы­кальных школах, в нашей стра­не и за рубежом. Третья сим­фония, выдвинутая на соискание Государственной премии 1984 года, — одно из наиболее значи­тельных его произведений. В ней нашли отражение мысли и чувства композитора о беспо­койном мире, в котором живет современный человек.

Музыкальное содержание симфонии нельзя свести к какой-либо сюжетной программе, ее строй отмечен той силой обоб­щения, которая и составляет отличительную сторону музыкального искусства. Однако ее образы настолько рельефно очерчены, а драматургический план так целенаправленно выст­роен, что слушатели, восприня­ли музыку, переживают все этапы пути, которыми ведет композитор своего лирического героя.

Симфонию открывает яркое звучание труб — в нем слышится призыв оглядеться, увидеть мир в его напряженном движе­нии, осознать свое неравноду­шие к ого судьбам. Возникаю­щую вслед за вступлением главную тему можно охаракте­ризовать как тему раздумья, нравственного самоочищения. Каким прекрасным и одухотво­ренным может быть внутренний мир человека! А вслед прохо­дят темы, олицетворяющие са­мые поэтичные и светлые сторо­ны человеческого бытия: тре­петность чистого, нежного чувства, образы детства…

В среднем разделе симфонии наступает резкий перелом: вы­сокому и прекрасному противо­стоят силы зла и разрушения. Их воплощением становится мрачная маршеобразная тема, словно предостерегающая: си­лы Империализма угрожают ны­не существованию самой жиз­ни на земле... Запоминаются ко­лючие шорохи струнных, дли­тельное солирование ударной группы, резкие пассажи дере­вянных духовых инструментов. Но вот наконец пение скри­пок, подхваченное в кульмина­ции трубами. Победа? Да, это победа активной гуманистиче­ской позиции; высокий строй ду­ши говорит о готовности и уме­нии отстоять мир, утвердить его в борьбе со всем враждеб­ным ему... Снова проходит главная тема симфонии, но она ста­ла строже, определеннее, как лицо человека, многое испытав­шего и пережившего.

Завершает симфонию очень красивая, просветленная кода. Как в фокусе, в ней сходятся и находят смысловое завершение все тематические нити музы­кального развития. Произведе­ние это по своей сути глубоко оптимистичное, в нем нашла убедительное раскрытие близ­кая автору мысль о том, что че­ловек полнее всего проявляет себя в активном преодолении трудностей и невзгод.

Впервые исполненная при от­крытии IV фестиваля «Москов­ская осень» под управлением великолепного дирижера Васи­лия Синайского Третья симфо­ния К. Хачатуряна неоднократ­но звучала с тех пор в различ­ных городах нашей страны, выз­вала большой интерес за рубе­жом, стала заметным событием музыкальной жизни, заслуженно привлекшим общественное вни­мание.

...А тема войны и Победы най­дет воплощение в новой Четвертой симфонии, над которой ком­позитор работает в преддверии 40-летня Победы.

Георгий ДМИТРИЕВ.

 

 

 

-