Сов. культура. 1984, 17 января.
Начнем со слушателя — той главной «инстанции», ради которой и существует му-зыкальная жизнь. Хотят ли посетители концертных залов слушать Советскую музыку, регулярно знакомиться с ее достижениями, новинками? Вопрос абсурдный, конечно, сродни тому, хотят ли читатели новых книг, зрители — новых спектаклей и кинофильмов и т. д. Новая музыка слушателям совершенно необходима, но не фактом новизны произведения как таковой, а потребностью в живом волнующем слове «о времени и о себе», ожиданием радости художественного познания, открытия. Публика у нас замечательная, в основе своей ищущая и отзывчивая, и в ней видеть причину того, что советская музыка не занимает еще на концертных эстрадах подобающего ей места, было бы по меньшей мере недобросовестностью. Незаполненный на концертной программе зал — это вовсе не знак изначальной непопулярности советской музыки у слушателей (как о том любят порассуждать иные администраторы), но симптом неблагополучия, конкретных упущений в организации данного концерта. А упущения здесь вполне типичны. Достойные ли произведения составили программу? Правильно ли она скомпонована? Привлечены ли к исполнению лучшие силы? «На уровне» ли организационная сторона концерта (реклама и т. п.)? Ведь пока у слушателя не будет уверенности в том, что неинтересного ему не предложат, а познакомят действительно с лучшими новыми произведениями советских авторов и притом в отличном исполнении, — самые благие начинания рискуют оставаться без должного отклика. Ключевой пункт в отношениях с публикой — заслужить ее доверие. А что греха таить! — многие и многие из нас припомнят случаи, когда в концертах фигурировали, хотя и новые по дате написания, но вполне знакомые своей стандартностью сочинения, исполнения производили впечатление чуть ли «не читки с листа»... И хотелось ли после такой встречи продолжать знакомство на подобном уровне? Но ведь не музыка была в том повинна, а недопустимое отношение к ней! Кто выбрал эти произведения? Почему подготовка велась наспех? Короче, кто несет ответственность за такую практику?
На страницах газеты «Советская культура» затрагиваются вопросы организации концертов — пожалуй, самое узкое и болевое место обсуждаемой проблемы.
В разговорах на эту тему становится традицией критика в адрес администрации, художественного руководства филармоний и концертных организаций. К сожалению, для этого есть немало оснований. Вот один из свежих примеров: художественный руководитель филармонии одного из крупнейших наших городов под вымышленным предлогом отменила намеченное на открытие сезона выступление прославленного инструменталиста только потому, что тот предполагал играть концерт не очень именитого еще автора. В ее представлении открытие сезона требовало парадной монументальности...
Пропаганда советской музыки в ее лучших образцах — это пропаганда образа мыслей и чувств, свойственных нашему современнику, и если она не ведется или ведется формально, равнодушными, случайными в творческой работе людьми, не желающими или не умеющими по-настоящему взяться за это большое и нужное дело, критика и выводы из нее должны быть нелицеприятными. Но наряду с повышением требовательности следует подумать и о расширении мер содействия, помощи. Беда многих концертных организаторов в плохом знании советской музыки, особенно сегодняшнего ее дня. Семинары, регулярные прослушивания новых произведений, встречи с композиторами, исполнителями-пропагандистами — такие своего рода «ярмарки» лучших образцов советской музыки могли бы принести огромную пользу.
Вот какое соображение еще хочется высказать. Деятельность филармоний и концертных организаций по пропаганде новинок советской музыки могла бы стать более успешной, если бы была преодолена безличность предложения. Например, такая ли уж фантастика анонс подобного рода: «Новинка! Филармония рекомендует.... (название произведения и имя автора) в программе такого-то коллектива (исполнителя)». Вообще хотелось бы, чтобы филармонии наши в деле пропаганды советской музыки были в 6ольшей степени повернуты лицом к публике. Тревожит здесь и намечающаяся тенденция свести все к количественному, так сказать, показателю.
В публикации «Советской культуры» «Одноразовый показ» для узкого круга» критиковалась укоренившаяся практика единичного исполнения произведений советских композиторов на каком-либо мероприятии. Мне кажется, что необходимая в жизни творческого союза эта практика осуждения не заслуживает: специалисты получают профессиональную возможность знакомиться с тем, что их коллегами создается. Предлагать же, чтобы каждое новое произведение проходило многократную проверку на публике и неверно (слушателей нельзя трактовать как «испытательный полигон»), и нереально. Подсчитано, чтобы по разу сыграть все те симфонические произведения, материалами которых располагало Бюро пропаганды советской музыки еще несколько лет тому назад, потребовалось бы подчинить этому работу всех наших оркестров на протяжении нескольких десятков концертных сезонов! Поэтому оградительные барьеры (но не искусственно воздвигаемые!) совершенно необходимы.
Подлинная принципиальность, объективность, заинтересованный поиск оптимальных решений — это как раз то, чего требует сегодняшний день нашей жизни.
Георгий Дмитриев.
-