Тексты Г.Дмитриева

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи, рецензии, беседы, доклады

Оркестр крупным планом
Сов. культура. 1983, 28 мая.

 

Гастроли Ленинградского го­сударственного академического театра оперы и балета им. Ки­рова а Москве, приуроченные к 200-летию этого прославленно­го коллектива, — событие ем­кое, многоплановое. Основу га­строльной программы, ее стер­жень составляют, естественно, оперные и балетные спектакли, идущие на сценах Большого те­атра СССР     и Кремлевского Дворца съездов.   Высокое ис­кусство замечательного теат­рального коллектива предстает здесь во впечатляющем синте­зе всех подвластных музыкаль­ному     театру выразительных средств. Наряду с этими худо­жественными «тутти» гастроль­ная афиша — и в том ее особая ценность — предоставляет воз­можность многим театральным подразделениям выступить «со­ло», показать свое мастерство «крупным планом». Важнейшим среди подобных мероприятий стал концерт оркестра театра под управлением его художест­венного руководителя и главно­го дирижера Ю. Темирканова.

 

Программа ленинградцев, с огромным успехом испол­ненная в Большом зале консерватории, включала произ­ведения Чайковского и Рах­манинова. Можно предполо­жить, что обращение к твор­честву крупнейших рус­ских симфонистов-драматур­гов, выбор произведений, ха­рактеризующихся открытой театральностью, яркой образ­ностью, наиболее точно отве­чали творческим устремле­ниям и возможностям коллек­тива. Средствами к высшей степени убедительному рас­крытию избранных партитур стали такие исполнительские качества, как высокая куль­тура оркестрового звучания, превосходный вкус, эмоцио­нальная чистота, бережность и трепетность интерпретаций. Отсутствие какого бы то ни было нажима при всей экс­прессивности выражения в произведениях, отмеченных сгущенностью эмоционально­го колорита, порождало впе­чатление свежести, непосредственности и ясности прочтений.

Увертюра-фантазия Чайковского «Ромео и Джульетта» прозвучала с большой драматической силой и благо­родной выразительностью. Контрастность трех основ­ных образных сфер произве­дения была выявлена Ю. Те­миркановым с почти зримой рельефностью, по архитекто­нической выверенности про­порций — безукоризненно.

«Рапсодия на тему Пагани­ни» Рахманинова позволяла продемонстрировать незау­рядные ансамблевые до­стоинства оркестра. Интер­претация сольной партии М. Плетневым впечатляла той созидательной силой, с которой сочинение выстраи­валось под его пальцами в за­конченное и уравновешенное целое, а также свойственной пианисту чеканной прорабо­танностью всех деталей фор­тепианной фактуры.

Как наиболее яркие запом­нились выразительнейшие ли­рические зоны «Рапсодии»: здесь пианист нашел са­мобытную исполнительскую трактовку — привлекатель­ную в своей целомудренной строгости и, думается, очень современную. Оркестр под управлением Ю. Темиркано­ва выступал не просто кор­ректным партнером, но пол­номочным союзником, едино­мышленником солиста.

Во втором отделении кон­церта была исполнена Шес­тая симфония Чайковского. При всей трагичности ее кон­цепции мечта о счастье, вера в его возможность и осуществимость, страстная устрем­ленность к нему стали эмо­циональной доминантой ин­терпретации Ю. Темиркано­ва. Оркестр играл с подъе­мом, и яркость темперамен­та дирижера, проникновения в сущность исполняемого со­чинения, элегантная пластика словно бы связывали не­видимыми нитями звучания оркестр с восприимчивым залом.

Георгий Дмитриев.

 

 

 

-