Тексты Г.Дмитриева

На главную
Обратная связь
Поиск
Карта сайта

Статьи, рецензии, беседы, доклады

Диапазон исканий
Сов. культура. 1982, 12 февраля.

Музыкальная жизнь Мосты в конце января была ознаме­нована заметным событием — концертами симфонического оркестра Ленинградской госу­дарственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Этот коллектив, широко известный в нашей стране и за рубежом, совсем недавно отметил важ­ную а своей биографии веху — пятидесятилетие творческой деятельности. Московские гастроли оркестра не были офици­альным отчетом коллективе в столице, но недавний юбилей, широтаи и разнообразие представленных программ, наконец, та атмосфера праздничной при­поднятости, которая ощуща­лась в выступлении ленинград­цев, придавали именно такой колорит их концертам. За пультом стоял художественный ру­ководитель и главный дирижер оркестре, народный артист РСФСР Александр Дмитриев, возглавляющий   коллектив с 1977 года.

Первая программа быле пос­вящена трем представителям немецкой музыкы — Веберну, Моцарту, Рихарду Штраусу. Уже исполнение «Пяти пьес для струнного оркестре» Антона Веберна давало представление о многих сторонах творче­ского облика коллектива и его руководителя. Первоклассным по своим звуковым и ансамб­левым качествам музыкальным организмом предстала струн­ная группа оркестра. Пьесы Веберна — хрупкие в своей прозрачности художественно-емкие   экспрессивные миниа­тюры — требуют не только вы­сокой технической оснащенно­сти   исполнителей, не только превосходного ансамбля, но и той классности, которая дости­гается лишь сочетанием опыта, профессиональной зрелости, высокой общей культуры му­зыкантов. А. Дмитриев дал убе­дительное прочтение образно­го строя пьес, архитектонически рельефно воплотил тот форми­рующий натиск композиторской воли, которым так ярко отме­чено это произведение.

Хорошо сочетался с пьеса­ми Веберна фортепианный кон­церт Моцарта (№ 22, ми-бе­моль мажор). (Вообще все программы тонко и изобрета­тельно составлены). Обаятель­ная игра пианиста А. Слободяника дополнялась достойным партнерством оркестра. Испол­нители продемонстрировали высокую культуру стиля, пере­дали не только выдающиеся колористические богатства пар­титуры Моцарта, не только светлый жизнерадостный то­нус, характеризующий «внеш­ность» его музыки, но и загля­нули в ее прозрачные глуби­ны.

Завершали эту программу фантастические вариации Р. Штрауса «Дон Кихот». Здесь блеснули уверенным мастерст­вом и солист-виолончелист, заслуженный артист РСФСР Г. Гиновкер, и оркестр, ярко и тем­пераментно воплотившие под руководством А. Дмитриева это масштабное и виртуозное оркестровое полотно.

Центральной — не только по своему положению, но и по му­зыкальному содержанию — стала вторая в программе ле­нинградцев. Музыка Шостако­вича особенно близка и доро­га советским исполнителям — тем более коллективу, пред­ставляющему город, неразрыв­но свезенный с жизнью и твор­чеством гениального компози­тора, филармонию, носящую его имя. Первый скрипичный концерт и Десятая симфо­ния — произведения во мно­гом близкие, хорошо допол­няющие друг друга. Их отличает поистине толстовская страстность и пытливость мыс­ли, бьющейся над решением наиболее значительных вопро­сов человеческого и общест­венного бытия. «Стратегиче­ская» устремленность музыки Шостаковича требует аналогич­ного  подхода исполнителей. Думается, что это и стало наи­более сильной стороной ин­терпретаций обоих произведе­ний: они были очень точно «по­ставлены». Великолепно играл В. Третьяков, крупный краси­вый тон его смычка прекрас­но передавал эпический раз­мах Концерта — насыщенность медленных и сверкание быст­рых движений.

Последняя программа вклю­чала Третью симфонию Брам­са и ряд сочинений Равеля. Ис­полнение симфонии подтвер­дило высокий класс оркестра: стройное звучание групп хоро­шо сбалансировано, оркестро­вая фактура во всех своих де­талях ясно прослушивается, точны штрихи, артикуляция, ве­лик динамический диапазон.

Настоящим украшением вы­ступлений ленинградцев стало участие в их концертах Е. Об­разцовой, исполнившей в соп­ровождении оркестра редко звучащую у нас «Шехеразаду» М. Равеля. Три поэмы не стихи Т. Клингсора, насыщенные изысканнейшими музыкальными красотами, словно бы расцвели в голосе замечательной певицы. (При повторении программы не другой день в Зале имени   Чайковского вместо «Шехеразады» звучал Второй фортепианный концерт Равеля, ярко сыгранный А. Гавриловым). Феерический «Вельс» Ра­веля, демонстрирующий широ­чайший спектр оркестровых созвучий — от сумрачно-затаенных до ослепительно взрывчатых, — с большим эмоциональ­ным накалом был исполнен в завершение   программы, вызвав бурный восторг публики.

 Концерты ленинградцев про­шли при полных залах с за­служенным успехом. Они ярко продемонстрировали, что ор­кестр Ленинградской филар­монии во главе с его талант­ливым руководителем Алек­сандром Дмитриевым являет­ся одним из лучших симфони­ческих коллективов страны, находится на подъеме и спосо­бен успешно решать самые сложные и разнообразные ху­дожественные задачи.

Георгий Дмитриев.

 

-