Сов. культура. 1980, 21 октября.
Творчество Кшиштофа Пендерецкого, выдающегося польского композитора, давно ужа стало одним из наиболее ярких я примечательных явлений современной музыки. Разнообразие и глубина замыслов, масштабность их воплощения, новизна музыкального выражения и одновременно его эмоциональная открытость, стремление отразить глобальные проблемы человеческого и общественного бытия, гуманистичность авторской позиции, наконец, неиссякающая творческая активность — все это заслуженно принесло К. Пендерецкому всемирное признание и известность в широчайшей среде ценителей музыкального искусства. Вот почему состоявшийся в Москве авторский концерт композитора, выступавшего к тому же в роли интерпретатора своей музыки, вызвал столь большой интерес, стал событием в музыкальной жизни столицы.
Программа концерта включала произведения, охватившие почти два десятилетия творческого пути Пендерецкого и характеризующие разные его периоды. Открыло концерт сочинение 1960 года — «Анакласис» для 42 струнных и ансамбля ударных инструментов. Эта партитура (одно из значений ее названия— «преломление света») воспринимается как попытка осмысления некоторых представлений современной науки средствами музыкального искусства, что ведет к объективизации музыкального содержания. Незаурядны музыкальные достоинства пьесы, не утратившей своей первозданной свежести: найденная композитором новая трактовка струнных инструментов позволила добиться впечатляющих звуковых эффектов, обогатила оркестровую палитру своеобразными ресурсами выразительности.
Следующим номером была оркестровая пьеса «Когда Иаков проснулся...», написанная композитором в 1974 году. Несмотря на небольшую протяженность, она поражает насыщенностью и драматизмом высказывания, взрывной экспрессией, значительностью симфонического развития. Тихие разделы начала и завершения пьесы отмечены своеобразнейшей тембровой находкой — нежным волнующим звучанием двенадцати окарин (инструмент, использующий принцип древнейших глиняных свистулек), что создавало впечатление отдаленно-переливчатого пения женских голосов.
Завершало первое отделение адажиетто из оперы «Потерянный рай», написанной К. Пендерецким по мотивам одноименной поэмы Дж. Мильтона и оконченной в 1978 году. Исполненный симфонический фрагмент свидетельствовал о появлении в музыке Пендерецкого новых тенденций, основанных на творческом претворении традиций позднего романтизма и экспрессионизма. Музыка адажиетто строга и выразительна, ведущее значение в ней приобретает интенсивное развертывание мелодических линий.
В сходной стилистике решен и скрипичный концерт (написан в 1976—1977 годах), прозвучавший во втором отделении. Его развитие определяется контрастом двух тематических сфер: сумрачной, значительной и светлой, оживленно-порывистой. Сольная партия, технически сложная, виртуозная (в концерте три развернутые каденции), была блистательно сыграна лауреатом международных конкурсов Григорием Жислиным. Его исполнение вызвало восторженную реакцию зала, заслужило высокую оценку автора.
Особую ценность концерту придало то обстоятельство, что программа прозвучала в авторской интерпретации. Пендерецкий-дирижер — прямое продолжение Пендерецкого-композитора: неослабевающее внимание к драматургии целого, его архитектонике, «режиссерская» выверенность всех пропорций формы, яркое воплощение кульминаций, темповых и образных контрастов. Ясность и отточенность дирижерской техники, динамичность и эмоциональность позволили Пендерецкому увлечь оркестр и слушателей, убедительно раскрыть своеобразный мир своей музыки, захватывающе богатой мыслями и чувствами.
Все прозвучавшие произведения были горячо приняты московской публикой.
Георгий Дмитриев.
-