Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/articles/?r95_id=175

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи, рецензии, беседы, доклады

Под управлением автора
Сов. культура. 1980, 21 октября.

Творчество Кшиштофа Пендерецкого, выдающегося поль­ского композитора, давно ужа стало одним из наиболее ярких я примечательных яв­лений современной музыки. Разнообразие и глубина за­мыслов, масштабность их во­площения, новизна музыкаль­ного выражения и одновре­менно его эмоциональная от­крытость, стремление отра­зить глобальные проблемы человеческого и общественно­го бытия, гуманистичность ав­торской позиции, наконец, неиссякающая творческая ак­тивность — все это заслужен­но принесло К. Пендерецкому всемирное признание и известность в широчайшей среде ценителей музыкального ис­кусства. Вот почему состояв­шийся в   Москве авторский концерт композитора, высту­павшего к тому же в роли ин­терпретатора своей музыки, вызвал столь большой инте­рес, стал событием в музы­кальной жизни столицы.

Программа концерта вклю­чала произведения, охватив­шие почти два десятилетия творческого пути Пендерецкого и характеризующие разные его периоды. Открыло кон­церт сочинение 1960 года — «Анакласис» для 42 струн­ных и ансамбля ударных ин­струментов. Эта партитура (одно из значений ее назва­ния— «преломление света») воспринимается как попытка осмысления некоторых пред­ставлений современной нау­ки средствами музыкального искусства, что ведет к объек­тивизации музыкального со­держания. Незаурядны музы­кальные достоинства пьесы, не утратившей своей перво­зданной свежести: найденная композитором новая трактов­ка струнных инструментов по­зволила добиться впечатляю­щих звуковых эффектов, обо­гатила оркестровую палитру своеобразными ресурсами выразительности.

Следующим номером была оркестровая пьеса «Когда Иаков проснулся...», написан­ная композитором в 1974 го­ду. Несмотря на небольшую протяженность, она поражает насыщенностью и драматиз­мом высказывания, взрывной экспрессией, значительностью симфонического развития. Тихие разделы начала и за­вершения пьесы отмечены своеобразнейшей тембровой находкой — нежным волнующим звучанием двенадцати окарин (инструмент, исполь­зующий принцип древнейших глиняных свистулек), что создавало впечатление отда­ленно-переливчатого пения женских голосов.

Завершало первое отделе­ние адажиетто из оперы «По­терянный рай», написанной К. Пендерецким по мотивам од­ноименной поэмы Дж. Миль­тона и оконченной в 1978 го­ду. Исполненный симфони­ческий фрагмент свидетель­ствовал о появлении в музы­ке Пендерецкого новых тен­денций, основанных на твор­ческом претворении тради­ций позднего романтизма и экспрессионизма. Музыка адажиетто строга и вырази­тельна, ведущее значение в ней приобретает интенсивное развертывание мелодических линий.

В сходной стилистике решен и скрипичный концерт (написан в 1976—1977 го­дах), прозвучавший во втором отделении. Его развитие опре­деляется контрастом двух те­матических сфер: сумрачной, значительной и светлой, ожи­вленно-порывистой. Сольная партия, технически сложная, виртуозная (в концерте три развернутые каденции), бы­ла блистательно сыграна ла­уреатом международных кон­курсов Григорием Жислиным. Его исполнение вызвало вос­торженную реакцию зала, заслужило высокую оценку автора.

Особую ценность концер­ту придало то обстоятельст­во, что программа прозвуча­ла в авторской интерпрета­ции. Пендерецкий-дирижер — прямое продолжение Пендерецкого-композитора: неос­лабевающее внимание к дра­матургии целого, его   архитектонике, «режиссерская» выверенность всех пропорций формы, яркое   воплощение кульминаций, темповых и об­разных контрастов. Ясность и отточенность дирижерской техники, динамичность и эмо­циональность позволили Пен­дерецкому   увлечь оркестр и слушателей, убедительно раскрыть своеобразный мир своей музыки, захватывающе богатой мыслями и чувства­ми.

Все прозвучавшие произве­дения были горячо приняты московской публикой.

Георгий Дмитриев.

 

-

Размер шрифта