Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/articles/?print=1&r9

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи, рецензии, беседы, доклады

Богатство образов, богатство красок
Сов. культура. 1979, 13 февраля.

Непреходящая популярность камерной вокальной музыки у самой широкой слушательской аудитории давно признана. И, пожалуй, секрет жизненности и эстетической привлекательности этого жанра в том, что здесь счастливо сочетаются поэтичность слова, теплота певческого голоса, красочность инструментального звучания, позволяющая в лаконичной форме передать различные эмоциональные состояния человека, оттенки его душевных движений. Вот почему обращение к прекрасным образцам вокальной лирики яркого и значительного художника всегда с интересом воспринимается любителями музыкального искусства. Заметным событием такого рода стал состоявшийся недавно в Большом зале Московской консерватории вокальный вечер солистки Большого театра Союза ССР, народной артистки РСФСР Валентины Левко, исполнившей песни Шуберта и Брамса, романсы Рахманинова. Имя этой певицы хорошо известно и в нашей стране, и за рубежом. Великолепный, редкой красоты голос, высо­кая музыкальная культура, ис­полнительское мастерство и сценическое обаяние позво­ляют артистке успешно ре­шать самые сложные и раз­нообразные художественные задачи.

Какой прелестью и неувя­дающей свежестью отмечены музыкальные мысли Шуберта, трогательные в своей откры­тости и чистоте, и в то же вре­мя такие сильные   и ориги­нальные! Исполнение его пе­сен ставит перед артистом много проблем, и тем труд­нее достичь той непосредст­венности выражения, когда слушателю незаметен процесс создания формы и образа, когда каждая песня возника­ет, как рисунок художника, выполненный одним безу­пречно выверенным движени­ем пера.

Валентина Левко добилась именно такого результата. За­помнились и сдержанный дра­матизм «Приюта», и возвы­шенная кантилена песни «К музыке», и трогательная безыскусственность гетевской «Маргариты за прялкой». Гра­циозным интермеццо прозву­чала знаменитая «Форель».

Безукоризненное ощуще­ние стиля продемонстрирова­ла Валентина Левко в фило­софски-созерцательных пес­нях Брамса для голоса, альта и фортепиано — «Духовная ко­лыбельная» и «Умиротворен­ная тоска».

Значительное место в про­грамме заняли романсы Рах­манинова. Русская музыка особенно близка В. Левко, унаследовавшей и успешно развивающей традиции отече­ственной вокальной школы. Это позволило ей создать га­лерею одухотворенных музы­кальных образов. Живопис­ность романсов «Утро» и «Речная лилия», драматиче­ский порыв горечи и разоча­рования — «Давно в любви», чувственность — «Она, как полдень, хороша...» и «В моей душе», элегическая проникновенность романса «Не пой, красавица» — все это свидетельствовало о богатейшей вокальной палитре певицы.

Публика   восторженно принимала Валентину Левко, буквально взрываясь аплодисментами после каждого номера программы и спетых на бис произведений: «Серенады»Бизе, итальянской песни «Эхо», исполненного с участием альта романса Рахманинова «В молчаньи ночи тайной» и «Элегии» Массне.

Большой и заслуженный успех Валентины Левко по праву разделили Лия Могилевекая, одна из лучших наших концертмейстеров, уверенно и с отличным пониманием ан­самбля проведшая свою партию, а также Ю. Гандельсман, в руках которого альт звучал мягко и выразительно.

Г. ДМИТРИЕВ.

 

-

Размер шрифта