Адрес страницы: http://gdmitriev.ru/articles/?print=1&r9

Официальный сайт композитора Георгия Дмитриева :: Статьи, рецензии, беседы, доклады

Авторский вечер Витольда Лютославского
Сов. культура. 1978, 15 декабря.

В Большом зале Москов­ской консерватории состоял­ся авторский концерт Ви­тольда Лютославского, все­мирно известного польского композитора. Программа ве­чера, охватившая три деся­тилетия деятельности этого мастера, дала слушателям представление о различных этапах его творческого пути.

Первая симфония, открыв­шая концерт, создавалась в военные и послевоенные годы. Это произведение запе­чатлело   чудо превращения молодого тогда еще компози­тора в зрелого самобытного художника. Сочинение отли­чается ясностью и яркостью музыкального языка, эмоци­ональностью высказывания, классической уравновешен­ностью форм — качествами, которые автор пронес через все последующие эволюцион­ные изменения своего стиля. В симфонии слышен пульс времени — здесь и скорбная сосредоточенность, и злове­щие образы, но определяет эмоциональный строй опти­мистическое мировосприя­тие. Эта музыка живет ду­хом долгожданной, выстра­данной, такой близкой и на­конец свершившейся Победы.

Другим временным «полю­сом» вечера стала оркестро­вая пьеса «Mi-parti», одна из последних работ Лютослав­ского. Название сочинения, означающее, что это «компо­зиция из двух частей, рав­ных, но различных», отно­сится, по словам композита, не к форме произведе­ния, а скорее лишь к способу развития музыкальной мыс­ли. Техника Лютославского в «Mi-parti» напоминает мас­терство искусного оружейника, «плетущего» — колечко к колечку — драгоценную кольчугу. В то же время, не­смотря на новизну принци­пов музыкальной организа­ции, он сохраняет классиче­ский абрис формы — устрем­ленность к кульминации, рельефность вершины, урав­новешивающий заключитель­ный спад. Этой задаче под­чинено его искусство как ор­кестрового драматурга.

Конструктивному обосно­ванию произведений Люто­славский уделяет первосте­пенное внимание. Однако создание «говорящего» про­изведения, волнующего, дер­жащего слушателя в напря­жении сопереживания — это тайна, которая не сводится к одному лишь мастерству. У Лютославского есть и высо­кое мастерство, и дар боль­шого художника. Причем ху­дожника именно польского: с национальной композитор­ской традицией его роднят бережное отношение к музы­кальному звуку, филигран­ность отделки мельчайших деталей, естественность и особое достоинство эмоцио­нального выражения и, нако­нец, певучесть как основа ин­тонационного наполнения го­лосов, какими бы виртуозны­ми они ни представали в том или ином инструментальном облике.

Во втором отделении ис­полнялся виолончельный кон­церт, написанный в 1970 году. Традиционное для жан­ра концерта соревнование солиста и оркестра получило здесь новое истолкование: оно предстает как поиск гармонии во взаимоотношениях индивидуального и коллек­тивного начал, поиск, объеди­нивший ряд контрастных драматургических ситуаций. Виолончелистка Наталья Гут­ман создала собственную ин­терпретацию этого многопла­нового сочинения, выделив психологически углубленные моменты и в полной мере проявив присущие ей благо­родство звуковой характери­стики образов, виртуозность и артистизм. Проникновенное исполнение солистки заслу­жило высокую похвалу ком­позитора.

Особую ценность и при­влекательность вечеру прида­ло то обстоятельство, что программа шла под управле­нием автора. Дирижерский жест Лютославского точен и скуп;   композитор — выдаю­щийся мастер архитектони­ки в исполнении — стремится прежде всего к убедительной передаче целого. Отлично справился со сложной про­граммой, подготовив ее в ми­нимальный срок, и академи­ческий симфонический ор­кестр Московской филармо­нии.

Значение такого музы­кального события, как автор­ский концерт Витольда Лю­тославского, далеко выходит за рамки одного вечера.

Георгий ДМИТРИЕВ.

 

Размер шрифта